Принципы воспитания психически здорового ребенка. «Детское благополучие, или Как вырастить психологически здорового ребенка». консультация на тему Нормальное развитие детей

Главная / C рождения до года

Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность, с собственной жизненной позицией, социально адаптированную, легко устанавливающую контакт с окружающими людьми и миром. А для достижения всего этого, необходимо начать заниматься развитие ребенка еще с самого раннего возраста. Буквально уже с первых дней рождения, родителям стоит начать развивать ребенка, общаться с ним и постепенно знакомить с окружающим миром. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.

Чтобы уделить надлежащие внимание и расставить правильные акценты в процессе развития ребенка, как умственного, так и физического, существует школа раннего развития Clever Kids, которая практикует современные методики образования и развития детей разных возрастов, начиная от 1 года, а также глубоко внедряет в процессе обучения индивидуальный поход к каждому ребенку. С более детальной информацией о методиках, используемых в развитии малышей, а также работой данного учреждения, можно ознакомиться на сайте http://cleverkids.com.ua/.

В целом, детский садик и его посещение малышом, занимает очень важное в общем развитии ребенка. Ведь, кроме того, что с ребенком занимаются профессиональные воспитатели и психологи, малыш постоянно находится в коллективе сверстников, что несомненно, положительно влияет на его социализацию и умение устанавливать контакты с окружающими людьми. Он учится дружить, общаться, развиваются его коммуникативные навыки и жить в обществе. Кроме этого, посещение ребенком детского сада помогает избежать "замыкания в себе", боязни людей.

Популярной в наши дни стало использование в детских дошкольных учреждениях методики обучения Марии Монтессори. Данный метод обучения базируется на особом внимание на психологическом и физическом развитии ребенка, его приспособлению к жизни, развитии его самостоятельности и индивидуальности. Центр Монессори - это место, где все соответствует ребенку, начиная от специально подобранных дидактических материалов, до размеров мебели в помещении, все стульчики, полочки и прочее должно быть не большим и удобным для малышей.

Всегда важно помнить, чтобы ребенок вырос умным, с крепким физическим и психологичным здоровьем, был социально адаптирован и гармонично развитым во всех направлениях, его воспитанием следует заняться с самого раннего возраста. Правильное воспитание и любовь родителей - залог будущего успеха, пока еще такого маленького человека.

Как надо воспитывать маленького ребенка, чтобы предупредить возможность возникновения у него невроза?

На этот вопрос нелегко ответить и можно ответить по-разному. Для борьбы с детской нервностью важны и достаточный сон, и строгий правильный распорядок дня, и рациональное питание, и соблюдение личной гигиены, и правильно организованные игры, и приучение ребенка к посильному труду, и физкультура, и закаливание, и отсутствие пугающих ребенка воздействий, и многое, многое другое. И в каждом отдельном случае нарушение того или иного из этих моментов может играть существенную роль в происхождении невроза. Но что же все-таки нам кажется самым важным? Чтобы ребенок рос спокойным, а не нервным, в первую очередь необходимо, чтобы он этого «хотел», даже в тех случаях, когда он по своему возрасту и не может осознать этого «хотения». Поэтому самым важным для предупреждения развития нервности и ее излечения мы считаем создание таких условий жизни ребенка, при которых быть спокойным и здоровым ему было бы несравненно приятнее, чем быть нервным, капризным, больным. Нужно развить у ребенка с самого раннего возраста стремление к здоровью и спокойствию. Между тем очень часто в семье, а нередко и в дошкольных учреждениях ребенок получает реальные или моральные выгоды именно от своей нервности, того или иного ее проявления и тем самым прочно ее закрепляет и культивирует.

К нам в диспансер на консультацию была направлена девочка с необычно долго затянувшейся хореей. Направившего ее на консультацию врача крайне удивило, что, хотя ревматический процесс в мозгу, вызвавший хореические судороги, видимо, давно уже закончился, подергивания у девочки продолжают упорно держаться, а периодически, при каких-либо волнениях или конфликтах, даже усиливаются и не поддаются никакому лечению. При осмотре мы установили, что у девочки, бесспорно перенесшей хорею, подергивания и судороги сейчас уже не хореического, а истерического характера, т. е. зависят не от ревматического поражения соответствующих участков мозга, а от психологических причин. При подробном опросе обнаружилось, что мать, до заболевания, может быть, даже излишне строго воспитывавшая дочь и сурово наказывавшая ее даже за незначительные провинности, когда девочка заболела хореей, перестала ее наказывать. Когда же девочка капризничала и не слушала мать, та обещала дочери рассчитаться с ней, «взять в ежовые рукавицы» после ее выздоровления. Естественно, что при такой установке девочке было невыгодно и даже страшно выздороветь, и поэтому на смену прошедшим хореическим судорогам появились и закрепились имитирующие их истерические; причем это произошло независимо от сознательной воли ребенка.

Как часто к нам на консультацию приходят родители, которые жалуются на то, что их ребенок шалит, капризничает, не слушается, и они просят врача проверить, нервный ли он. Если ребенок действительно нервный, тогда они будут безропотно выносить все его выходки, а если врач скажет, что ребенок здоров, они будут сурово наказывать его, чтобы отучить от капризов. На первый взгляд такая установка может показаться логичной: нервный ребенок «не виноват» в том, что он себя плохо ведет, а со здорового за это надо взыскивать. К сожалению, такая установка очень часто прививается родителям и воспитателям врачами (даже детскими невропатологами), которые из самых гуманных побуждений заявляют, что раз ребенок нервный, ему надо во всем уступать, нельзя в чем-либо перечить, нельзя его наказывать.

Трудно переоценить вред подобной установки. При таком воспитании оказывается, что, чем нервнее ведет себя ребенок, чем резче у него выступают те или иные болезненные проявления (заикание, подергивания, ночные страхи и т. п.). тем к нему снисходительнее относятся; нервные проявления становятся «выгодными» и поэтому закрепляются на всю жизнь или возобновляются при жизненных конфликтах и неприятностях. Другие, здоровые дети в семье или детском саду, видя, что родители или воспитатели проявляют к нервному ребенку больше внимания, ласки и часто необоснованно при конфликте его со здоровым ребенком становятся на сторону нервного, не желая его травмировать и даже требуя иногда, чтобы здоровый уступил ему, «как нервному и больному», сами постепенно перенимают повадки нервных детей. В тех случаях, когда резко ослабленный ребенок действительно нуждается в особом режиме или снижении требований к нему, это надо делать так тактично, чтобы ни сам ребенок, ни другие дети не заметили поблажек. Если воспитатель, чтобы не нарушать сегодня спокойствия в группе, пойдет на уступки капризам и нервным проявлениям у какого-либо ребенка, ему за такое кратковременное успокоение придется заплатить дорогой ценой: усилится нервность у этого ребенка, а другие дети станут ему подражать.

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. З анимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

В этой статье:

С момента зачатия начинается активное развитие ребенка. Для правильного развития необходимы соответствующие условия. Иначе можно назвать это благоприятным климатом. Речь идет не только про физическое развитие (рост, вес…), но и про психику, интеллект, восприятие малыша. Все это формируется в первые годы жизни. Факторы, влияющие на развитие детей, делятся на внешние и внутренние.

Их влияние одинаково важно, ведь в процессе формируется целостная личность . Кроме них, существуют еще и косвенные влияющие факторы. Их воздействие может помочь или, наоборот, повредить развитию. Большое значение имеет интенсивность обучения малыша. Нужно найти баланс для учебы и отдыха в режиме дня. Для нормального развития ребенка необходимо внимание родителей, учителей, врачей.

Нормальное развитие детей

Многие родители считают, что под развитием ребенка понимаются лишь физические параметры. Конечно, в первые дни, недели и даже месяцы жизни прибавка в росте и весе играет важную роль. Это показатель того, что уход за грудничком ведется правильно . Он хорошо питается, не болеет. Однако дело не только в физическом развитии. Даже младенец уже переживает этап психологического становления.

Очень важно, чтобы психика и тело развивались параллельно . Это залог формирования здоровой, полноценной личности. К сожалению, иногда бывает так, что одно отстает от другого: тело развивается, а психическое развитие отстает, или же наоборот. В таком случае бывает сразу понятно, в чем проблема:

  • болезни;
  • неправильное питание;
  • травмы;
  • тяжелая беременность.

Тогда развитие ребенка идет по другому пути. Но это не значит, что оно вообще не происходит. Даже детям с физическими или психическими отклонениями необходимо создать нормальный климат, обеспечить возможность
общаться и проявлять самостоятельность.

Важную роль играет достаточный уровень витаминов в организме малыша. Особенно стоит обратить внимание на питание, если дети питаются смесями. Питание относится к внешним влияющим факторам, но оно невероятно важно на всех этапах взросления. Питательные вещества и витамины влияют не только на физиологию, но и на психику ребенка.

Внутренние и внешние факторы

Факторы можно разделить на внутренние и внешние. Нужно помнить, что каждый человек, каждый ребенок уникален. Набор факторов всегда неповторимый.

Развитие каждого малыша проходит по своему собственному пути. Практически все факторы не зависят от него напрямую.
Родителям необходимо помнить об этом . Все то, что малыш принес с собой в этот мир, получил в первые годы жизни, - ключевые моменты его дальнейшего развития. Оно основано на том, что дано ребенку природой и его родителями.

Внутренние факторы

Эти факторы оказывают очень сильное влияние на всю последующую жизнь. Некоторые из них невозможно поменять, устранить или исправить. Особенно это касается наследственности.

Наследственность

Тут прежде всего имеет значение:

  • состояние здоровья родителей ;
  • наличие у родителей и родственников хронических болезней;
  • образ жизни (влияет на качество биологического материала обоих родителей).

Яйцеклетка и сперматозоид соединяются, формируя неповторимый генетический набор. Если у одного или обоих родителей есть генетические заболевания, то малыш тоже их получит. Не с вероятностью 100% , но этот шанс всегда есть. Например, даже если родители (или один родитель), являются носителями СПИДа, ребенок не обязательно получит его. Такие ситуации весьма распространены, но это всегда огромный риск.

Кроме того, наследственность влияет на другие факторы, такие как рост и вес . Антропометрические показатели малыша могут быть ниже нормы, если оба родителя невысокие и худые. Или же наоборот - ребенок может опережать физическое развитие для своего возраста. Считается, что существует два возрастных периода, когда наследственное влияние на рост и вес самое ощутимое:

  • от 2 до 9;
  • от 14 до 18.

Первый - период активного роста, а второй - пубертатный период. Особенно сильное влияние отмечается во втором периоде, как для девочек, так и для мальчиков. Тело ребенка очень быстро меняется и становится все больше похоже на тело родителей или родителя.

Кроме физических качеств, ребенок часто перенимает психические и интеллектуальные . К сожалению, многие психические заболевания и отклонения тоже носят наследственный характер. Стоит это учитывать.

Эндокринные факторы

Речь идет о гормональном статусе ребенка. Эндокринная система состоит из множества желез, которые работают в плотной связи друг с другом. Изменение уровня одних гормонов провоцирует изменение других. Гормональный уровень влияет на рост, вес, настроение, интеллект человека. Он тоже может носить наследственный характер.

Этот фактор часто поддается влиянию и изменению. Например, с помощью медикаментозной терапии уровень гормонов можно привести в равновесие. Это имеет особенно важное значение для девочек.

Если в пубертатном периоде происходит резкое изменение гормонального фона, это может повлиять на дальнейшее половое развитие, способность к продолжению рода.
Если вовремя заметить проблемы, ребенку можно помочь привести уровень гормонов в норму.

Изначально это внутренний фактор. Ребенок рождается с уже заложенной эндокринной программой. Сейчас с помощью медицины можно отрегулировать и изменить многие эндокринные проблемы. Раньше это было невозможно, и тогда эндокринный фактор оказывал гораздо большее влияние на развитие человека .

Гормоны, выделяемые гипофизом, влияют на рост человека. Не всегда эту проблему можно заметить сразу. Только через 3-4 месяца после рождения врач может с уверенностью сказать, что существует дисфункция. В этом случае происходит, например, задержка физического развития малыша.

Нервные факторы

В данном случае речь идет про нервные центры. Они могут оказывать очень сильное влияние на развитие. Этим вопросом занимается возрастная физиология ребенка. Влияние нервных центров может «включиться» абсолютно внезапно: в 2, 6, 12
лет. Дело в том, что нервная система ускоряет или замедляет свое развитие на разных этапах жизни детей. В самом начале идут морфологические изменения: увеличивается количество нервных окончаний, число аксонов, совершенствуется нервная проводимость .

Чем старше становится человек, тем сложнее действия нервной системы. Сегодня врачи научились «помогать» нервному развитию, корректируя его, если это необходимо. Данный процесс не всегда можно контролировать, ведь он начинается еще в период внутриутробного развития.

Внешние факторы

Эти факторы могут иметь очень серьезное влияние на развитие ребенка, особенно если их воздействие не контролируется. В первые периоды жизни контроль воздействия внешних факторов полностью ложится на родителей.

Особенно сильно внешние факторы влияют на психическое развитие человека . Его психика формируется под действием условий жизни, ухода, адекватной помощи в случае болезни. Все то, что окружает малыша на протяжении первых лет жизни, влияет на него. Внешние условия составляют важную часть личностного развития. Они определяют взгляд на:

  • жизнь в целом;
  • людей;
  • отношения;
  • социальные проблемы;
  • нормы поведения.

Конечно, на физиологию внешняя среда тоже влияет. Тут питание, общая культура, нагрузки дают или не дают ребенку возможность нормально расти и развиваться.

Условия жизни (социальная среда)

Этот фактор начинает сказываться на жизни малыша с первых дней. Тут в первую очередь учитываются условия жизни родителей. Это не только финансовое положение, но и окружение, возможность создать комфорт для малыша.
Могут ли родители обеспечить адекватные условия для нормального самочувствия грудничка, ребенка дошкольного и школьного возраста? Например, нормальная температура дома, возможности проведения гигиенических процедур и т.д.

Вторым социальным фактором считается окружение. С кем общается кроха в первые годы жизни? Кто становится его авторитетом, кому он подражает, с кого берет пример? Нормы общения в семье имеют большое значение. Они формируют взгляд ребенка на жизнь, нормы общения и поведения. Если родители всегда ругаются на повышенных тонах, проблемы решаются силой, то именно такое поведение ребенок воспринимает нормальным . Неудивительно, если и в его действиях будет присутствовать агрессия.

Еще одно важное условие правильного развития – самостоятельность. На любом этапе жизни малышу нужно оставлять простор для самостоятельности. Однако тут нужно отыскать золотую середину. Предоставить маленького
человечка самому себе опасно с любой точки зрения. Но не давать ребенку свободу выбора и действий вредно для психики. Это делает его пассивным, аморфным. Нет нужды развиваться, если все и так делается за него.

Сюда же можно отнести близость малыша и матери. Чрезмерная холодность, оторванность в отношениях играет плохую роль в психическом развитии. Сепарация от матери необходима, но она происходит постепенно. Так, у малыша проявляется несколько возрастных кризисов. Один из них – «я все хочу делать сам». Если сепарация происходит раньше, то это может очень негативно сказаться на психике ребенка.

Уход и гигиена

Фактор гигиены играет иногда решающую роль не только для развития, но и для нормальной жизни малыша. Сюда можно отнести:

  • регулярные гигиенические процедуры;
  • режим дня;
  • частота нахождения на свежем воздухе;
  • адекватный уход во время болезни ;
  • превентивные процедуры против болезней.

Особенно важно соблюдать правильный уход за крохой в первый месяц жизни. Здесь существуют строгие правила насчет:

  • купания;
  • качества одежды;
  • детской косметики;
  • контактов с другими людьми ;
  • защиты иммунной системы.

Нужно помнить, что ребенок должен дышать свежим воздухом. А для синтеза очень важного витамина D необходимо, чтобы человек регулярно бывал на солнце.

Состояние матери в период беременности

Это напрямую влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Мать должна следить за своим состоянием не только во время беременности, но и перед зачатием. Врачи советуют планировать зачатие за 6-9 месяцев. В этот период женщина должна обращать особое внимание на свой режим:


Тогда организм будет действительно готов к беременности. Развитие плода может подорвать здоровье женщины, если она не готова. Ребенку необходим кальций, фосфор, другие минеральные вещества и витамины. Откуда их взять? Из резервов и питания матери. В этом случае она сама может испытывать дефицит. А ведь после маму ждет еще кормление грудью и бессонные ночи.

Во время беременности необходимо посещать врача. Это может помочь на ранней стадии определить возможные проблемы. Многие из них можно решить с помощью адекватной терапии и режима. Необходимо строго воздерживаться от:

  • алкоголя, наркотиков;
  • курения;
  • приема сильнодействующих лекарств;
  • сильных нагрузок;
  • психологических стрессов.

Все это может стать причиной гибели плода. Что еще серьезнее, может повлечь патологические изменения развития малыша. Сюда относятся серьезные патологии нервной системы, мозга, психики, внутенних органов.

Питание

Должно быть адекватным потребностям малыша. Существуют нормы питания для малышей от рождения. Мама нужно понимать, что со временем ребенку необходимо все больше питательных веществ . Кормить его только молоком
длительное время не получится. Считается, что уже после 6 месяца нужно вводить прикорм. Сначала это лишь маленькие дозы фруктового пюре, соков, овощей. Уже к 1 году можно постепенно переходить на разнообразное меню.

С 1,5 до 3 лет особенно важно соблюдать режим правильного питания. Дети растут, активно развиваются. Им необходим сбалансированный рацион и нормальные объемы пищи. Однако перекармливать малыша - не самая хорошая идея. Это формирует у него неправильные привычки, которые потом могут привести к серьезным проблемам. Педиатры советуют постепенно вводить в рацион малышей от 1-1,5 лет следующие продукты:

  • мясо: вареная говядина, нежирное куриное филе;
  • ряба: красная, белая (1-2 раза в неделю);
  • все овощи, грибы;
  • фрукты;
  • каши, злаки, орехи.

До 6-7 лет лучше всего вообще исключить из рациона:

  • очень жирные продукты (например, жирную свинину);
  • частое употребление жареного;
  • соленые, маринованные овощи;
  • тропические фрукты (многие из них могут вызвать аллергию);
  • вредные пищевые красители;
  • сладкую газировку;
  • соки-нектары (в них слишком много сахара).

Чрезмерное употребление сахара может привести к серьезным проблемам у детей, например к
диабету. Жирное, жареное, маринованное плохо сказывается на работе желудка, поджелудочной, ЖКТ в целом.

С другой стороны, детям нужны правильные белки, углеводы и жиры. Эти вещества участвуют в развитии мозга, печени, сердца, в работе нервной системы. Достаточное их количество поможет в правильном физическом развитии, предупредит все отставания от нормы.

Витамины

Детям часто прописывают витаминные комплексы . Они содержат:

  • витамин D (участвует в синтезе кальция, помогает усваивать кальций);
  • весь спектр витаминов группы B (от B1 до В12);
  • витамин A (усвоение жирных кислот);
  • витамин C (поддержание иммунитета, кроветворение).

Конечно, прежде чем начать прием витаминов, нужно предписание врача. Он определит наличие дефицита, подскажет, как правильно подобрать комплекс для малыша.

Витамины и микроэлементы необходимы для нормального развития . Их дефицит ведет к отставанию не только с точки зрения роста, изменения тела, но и для психики.

Второстепенные факторы

Кроме всего прочего, существуют второстепенные факторы. Не стоит думать, что их влияние на развитие детей несущественно.

Климат

Климатические особенности места проживания могут серьезно влиять на ребенка. По данным исследований сделан вывод: развитие и половое созревание проходит быстрее в жарких странах. Место имеет значение еще и с точки зрения природных условий. Например, на юге быстрее развиваются бактерии, существует много вирусов. Тут должен быть совершенно другой уровень гигиены.
Это стоит принимать во внимание, даже если вы просто едете с малышом на отдых.

В местах с холодным климатом тяжелее найти свежие фрукты , овощи, цитрусовые. Они тут не вызревают, значит, получение витаминов из пищи затруднено. Этот фактор связан с общим достатком семьи. Чем больше возможности, тем разнообразнее питание.

Резкая смена климата тоже может негативно повлиять на физическое развитие. Это всегда адаптация организма ребенка (и взрослого, конечно же) к новым условиям жизни. Из средней полосы переехать жить на юг или север - большой стресс для организма. В этом случае лучше всего проконсультироваться с врачом. Он может прописать витамины, дополнительный прием фосфора и кальция.

Хронические болезни

Затяжные болезни, частые простуды - все это очень негативно сказывается на развитии организма в целом. Такая ситуация с ребенком может стать причиной отставания в развитии. Постоянные болезни тратят резервы организма. Иммунная система все время находится в
«боевой готовности». Возможно, этого не видно . Ребенок простужается, родители лечат его. Затем он снова заболевает, снова идет лечение, и так практически постоянно. Такая ситуация опасна, ведь из-за недостатка резервов организм уже не может адекватно бороться с болезнями.

Течение хронических заболеваний тоже ослабляет защитные силы организма . Болезни, полученные в раннем возрасте, могут надолго отложить половое созревание, стать причиной низкорослости. Этот фактор, к сожалению, тяжело исключить.

Возможности родителей

Конечно, чем больше возможностей для ребенка, тем лучше. Там, где большой спектр возможных направлений:

  • развития;
  • питания;
  • лечения;
  • отдыха;
  • обеспечения комфорта;
  • обучения —

там у детей больше шансов получать адекватный уход. Хотя все зависит еще и от отношений в семье, психологических особенностей детей и родителей. Большие возможности не всегда полезны, особенно для психологического развития .

Например, ребенок очень занят творчеством, спортом, языками, ранним развитием. У него мало времени в расписании для обычного общения с родителями. Или же он огражден от насущных проблем, а это сказывается на эмоциональном развитии, эмпатии, сопереживании.

Тут огромную роль играет адекватное отношение родителей к своему малышу. Хорошие финансовые возможности можно использовать во благо ребенку, а можно с их помощью просто испортить его характер.

Развитие интеллекта и психики

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка происходит с самых первых дней жизни крохи. Сначала малыш просто учится ориентироваться в нашем мире :

  • с помощью слуха;
  • запахов;
  • тактильных ощущений.

Так, кроха может узнать свою маму по запаху, тут же успокаивается, когда она подходит, берет его на руки. Затем добавляется зрение . Теперь малыш может концентрировать внимание на предметах, запоминать лица. Ему всего-то 2-3 месяца, но он уже реагирует на появление родных.

Быстро развиваются:

  • внимание;
  • концентрация;
  • память;
  • эмоции;
  • речь.

Интеллектуальное развитие протекает нормально, если созданы необходимые условия. Ребенку обязательно нужны впечатления, общение, творческое развитие и физические нагрузки.

Раннее развитие

Существует несколько вариантов раннего развития детей . Считается, что уже с 1 годика можно заниматься образованием малыша. Конечно, пока еще не получится учить его каким-то серьезным вещам. Раннее развитие направлено на стимулирование интеллекта. Малышей учат учиться. Сейчас главный метод обучения - через игру. В игровой форме можно обучить кроху основам основ. Здесь лучше всего воспользоваться советами профессионалов. Педагоги умеют правильно проводить занятия, рассчитывать нагрузку.

Часто родители хотят заниматься по этим методикам самостоятельно. Однако без правильной подготовки это сложно, несмотря на кажущуюся простоту занятий. Необходимо удерживать внимание ребенка, помогать ему сконцентрироваться на процессе. Эффективность раннего развития уже доказана педагогами.

Мышление активизируется, ребенок раньше начинает интересоваться миром вокруг себя. Главное - ему предоставляется возможность исследовать мир, открывать для себя что-то новое самостоятельно.

Таким способом профессиональный педагог может подготовить малыша, заинтересовать его самим процессом обучения. Этот эффект самый желанный. С другой стороны, методики раннего развития не могут ничего гарантировать. Они не помогут существенно поднять интеллектуальный уровень ребенка или обеспечить ему учебу на один пятерки.

Детский сад

Большой скачок в психическом развитии малыши делают в период детского сада. Здесь ребенку приходится быть самостоятельным настолько, насколько возможно в его возрасте. Это позитивно сказывается и на интеллектуальном развитии. Представьте ситуацию: дома кроха всегда
любимец, там полно игрушек, мама готовит его любимые блюда
. Игры, развлечения, режим – все так или иначе согласовывается с ребенком. Он может изменить ход игры, если она ему не нравится. Мама, папа, бабушки и дедушки готовы играть по его правилам.

В садике ситуация противоположная. Тут ребенку приходится подстраиваться под правила маленького общества. Воспитательница - не мама, хотя еще и не учитель в полном смысле. Она готова помочь, стать посредником между малышами. Но ее функция лишь вспомогательная. Дети сами учатся дружить, общаться, играть вместе. Если тебе не нравится игры, не хочешь следовать правилам, то дети просто не допустят тебя в игровой процесс.

В садике малыши учатся коммуникации. Как следствие, развивается речь, активизируется ситуационное мышление.
В процессе совместных игр ребенок развивается. Общение с другими детьми - это всегда обмен опытом. Кто-то подскажет новое слово, кто-то научит играть в какую-то игру… Это позитивный опыт и хорошая подготовка к школе . Не только с точки зрения обучения. Это развивает умение общаться, заводить друзей, быть в компании. Чем раньше формируется эмпатия, тем проще детям в дальнейшем.

Школа

К 6-7 годам малыши уже достаточно развиты. Сейчас должно произойти качественное изменение обучения. Если в садике малыша учили азам, то в школе начнется настоящее обучение. Перед поступлением в первый класс дети проходят контроль врача. На этом этапе выявляются некоторые из видов отставания в развитии. Если ставится такой диагноз, то малыш не может пойти в школу, как остальные . Предлагаются разные варианты:

  • надомное обучение;
  • класс коррекции;
  • экстернат.

Обычная школа не сможет обеспечить все потребности детей с проблемным развитием или патологиями. Для них обучение пойдет по другому пути . Хотя если речь идет о легкой задержке, то несколько лет в классе коррекции способны изменить ситуацию. После этого развитие может прийти в норму, а значит, малыш сможет продолжить обучение в обычном классе.

Первый класс не так сложен в плане обучения, но для организма ребенка это может создать стрессовую
ситуацию. Происходит еще один этап адаптации. Сейчас очень важно соблюдать правильный режим, хорошо питаться, получать достаточно витаминов. Это тяжелое время для ребенка. Особенно потому, что стимулируется развитие нервной системы, происходит подготовка к вступлению в пубертатный период . В 6-8 лет организм все еще перестраивается, растет.

Интеллектуальное и психическое развитие обычно уже достаточное для того, чтобы ребенок нормально чувствовал себя в школе после адаптации. У него естественный интерес к знаниям, он умеет общаться. Теперь много сил будет уходить на обучение, развитие интересов, мышления, памяти.

Спортивные секции

Спортивная деятельность, физическая культура позитивно влияют на развитие детей в целом. Конечно, необходимо учитывать физические особенности и индивидуальность ребенка.

Детям с проблемным здоровьем, частыми болезнями физкультура нужна, но гораздо более щадящая. Нельзя перенапрягать организм, если есть противопоказания.
В остальном спортивная деятельность выбирается в соответствии с возрастом, возможностями, интересами ребенка.

Обычно уже с 2 лет можно начинать заниматься простой физкультурой. Это несколько упражнений утром, чтобы помочь крохе проснуться. Затем, с 3 лет, в детском садике будет урок физкультуры. Он больше похож на игру. В этом возрасте малышам нравятся активные игры, движение. Так укрепляются мышцы, разрабатываются суставы . Это всегда позитивный опыт как для тела, так и для психики. Во время активной игры, беготни ребенок получает возможность снять напряжение. В школе физкультура уже немного тяжелее. Нагрузка увеличивается пропорционально возрасту ребенка.

Возраст 3-5 лет отлично подходит для начала занятий спортом. С этого возраста многие секции уже принимают детей для начала серьезных тренировок. Это борьба, гимнастика, легкая атлетика, теннис, плавание, танцы. Выбор довольно большой . Спорт является важным фактором для физического и психического развития. С физическим понятно, а причем же тут психика? Во-первых, спорт – это волевое развитие. Ребенок становится более ответственным, он стремится к результатам . Понимает, что для достижения цели необходимо пересиливать себя. Во-вторых, идет активное эмоциональное развитие. Радость от победы, досада от проигрыша, многие другие чувства появляются практически впервые.

Иностранные языки

Изучение иностранных языков благотворно сказывается на:

  • развитии памяти;
  • формирование абстрактного мышления;
  • совершенствовании речевых навыков;
  • ситуативном мышлении.

Корме того, детям в раннем возрасте языки даются очень легко. Мозг еще только формируется, ему просто схватывать новый языковой ряд. Взрослым гораздо труднее в этом смысле.

Творческое развитие

С раннего детства малышам предлагают заниматься творчеством . Это рисование, лепка из пластилина, аппликации, гербарии. Такие виды деятельности очень полезны детям:

  • помогают успокоиться (чаще всего творческие уроки проходят в середине дня);
  • развивают мелкую моторику;
  • дают развитие воображению, абстрактному мышлению ;
  • помогают в выражении эмоций;
  • раскрывают творческий потенциал ребенка.

Это очень полезно, ведь ребенку еще трудно выразить словами свое отношение к миру, его видение. А так гораздо проще раскрыть свой внутренний мир. Творчество - возможность показать себя людям.

Конечно, тут имеет место не только изобразительное искусство. Многие дети уже в возрасте 6-8 лет тянутся к
музыке. Главное – заинтересовать малыша и не перегружать его. Многим родителям хочется видеть в малыше чемпиона, мастера, победителя. Они забывают, что перед ними всего лишь ребенок, которому еще нужно отдыхать, учиться, играть, фантазировать, смотреть мультики. Перегружать его каким-либо видом деятельности вредно. Это может привести к серьезным отклонениям от нормального эмоционального и психического развития.

Необходимо правильно рассчитывать школьную и дополнительную нагрузки. Иначе организм приходит в стрессовое состояние. Малышу слишком тяжело – он закрывается, часто капризничает, у него портится сон и аппетит. Самое лучшее - посещать 2 или максимум 3 дополнительных занятия в неделю. После этого обязательно должно оставаться время на отдых и обычную детскую активность.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки