Знаки увеличения длительности звуков и пауз. Удлинение (звука) Консультация для воспитателей на тему

Главная / Здоровое питание

Два звука пред­став­ля­ют собой ме­ха­ни­че­ские волны, име­ю­щие оди­на­ко­вые амплитуды, но раз­ные частоты. Эти звуки обя­за­тель­но имеют одинаковую

1) интенсивность

2) громкость

3) высоту тона

4) интенсивность и вы­со­ту тона


Звук

Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, - газе, жидкости или твёрдом - называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.

Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.

Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.

Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.

Ещё одна важная характеристика звука - громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор - при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!

Есть в классической поэзии правило, к которому одни поэты приходят интуитивно, а другие подсматривают в статьях и подслушивают в разговорах опытных коллег.

Избегать одинаковых звуков на стыке слов.

Почему? Зачем? Потому что это создаёт ощущение лёгкого спотыкания. Шёл, шёл, а потом бац - зацепился за что-то ногой. Упасть не упал, но неприятно, естественный ритм движения нарушен.

Явные они и в музыке.

Звуки бывают гласные и согласные, вот два случая и рассмотрим.

Согласные на стыке

Так как труднопроизносимость существует только в измерении исполнения, то значение имеют произносимые звуки, а не написанные буквы.

Возьму отрывки из текстов участников 3-го Атмосферного баттла.

Начнётся на 0:48.

городу поебать на нас, а я вот, правда,
хотел, чтоб п есни были на года, а не на батлы.

Вот вам сразу разные буквы но одинаковые звуки. Чтоппесни.

я один н а один с городом.
светофоры, дома, тени падают.
ненавидеть себя новый повод д ам,
потом м ежду дворов грязных пропаду.

Четыре года я шатаюсь с с ентября до сентября.
Это не руки трясутся - это вертится земля.

Давай е щё раз на бис повторим
Вскружи потоком м егабит, единицы, нули
Стань моей верной локальной машиной, в море фатальных ошибок, жми
Обойдемся без периферий

Так как слово "ещё" произносится как "йищо" (плюс-минус), то начинается со звука Й. А значит, даваййищо - наш пациент.

Потокомм егабит - это мы уже видели у товарища выше - "потом м ежду", нас теперь не так просто удивить.

Это то же самое что "повод д ай". И звучит оно при правильном произношении одинаково - как удлинённый звук "д". Но звук Д по своей сути не может быть удлинённым. Я вот не лингвист, и вы, скорее всего, тоже, но мы одинаково понимаем, что во фразе "потом м ежду" звук М тянуть возможно, и никаких проблем с этим нет. Во фразе "один н а один" мы тоже можем тянуть Н. А во фразе "гаснет д исплей" тянуть звук Д - невозможно никак.

А то нам и в этой гифке понятно, что девушка хотела просто пройти. Но кроме понимания должна в этом быть красота, не правда ли?

Значит, Н и М мы можем тянуть, а Д не можем. Тут мы вспоминаем Высоцкого, любившего потянуть согласные, а следом забытое слово, отдающее беззаботным детством - сонорные звуки.

Вы чувствуете то, что чувствую я? Сонорные, мать их, звуки! Наконец-то школьные знания пригодились! Учителя не обманывали!

Р, Л, М, Н, Й - этих пацанов мы можем тянуть легко. Ещё можно тянуть шипящие - З, С, Ж, Ш, Щ, немного Ф и Х, но всё это приближает нас к языку змей. Худо-бедно тянется В, но это уже на любителя.

Б, Г, Д, П, К, Т - эти не тянутся никак, и спотыкают исполнителя, если на стыке слов два таких звука.

Чем хуже тянется согласная - тем важнее переписать стык.

Новый пример. Момент на 0:45.


в в ечном поиске нот.

Вот вам и В, которая худо-бедно тянется, а на деле всё равно спотыкает. Был бы медленнее темп минуса - я думаю, это не создало бы вообще никаких проблем. Но в данном темпе у исполнителя не хватает времени на полноценное произнесение такого стыкового спотыкателя.

Стыковой спотыкатель - что-то из российских железных дорог.

Спотыкатель стыковой - что-то из российской аптеки.

Если убрать спотыкатель, строка зазвучит легче в плане исполнения. Исполнителю будет легче её читать, слушателю будет легче слушать - лёгкость артиста передаётся слушателю, так это работает.

Видимо, это какая-то разновидность зеркальной нейронной реакции, самое яркое проявление которой - когда один человек зевает, а другие подхватывают. Вот с вокалом похожая история. То, что ты чувствуешь, ты передаёшь через голос слушателям. Но это всё полуэзотерика и нейромагия, с этим будем потом разбираться, а сейчас нас ждут буквы.

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно тут я в поиске нот.

В конце концов, замените даже на такой вариант:

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно па-та поиске нот.

Пусть это будут просто два простейших слога. Чем меньше согласных подряд - тем легче произнести. Сравните этот вариант с "вечным". Ощущите ртом, насколько "па-та" проще для произношения, насколько оно само выходит изо рта по сравнению с "вечным".

Следующая мысль.

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно в в ечном поиске нот.

Если уделить этому месту больше внимания на записи, собраться и немного напрячься - место будет выговорено идеально даже в текущем темпе. Это только вопрос усилий артиста на записи.

Но тут всплывает ряд вопросов. Гораздо лучше сразу написать текст без стыковых спотыкателей, и равномерно легко весь его исполнить, чем написать 2 строки правильно, потом нагородить всплесков и "шатаюсь с с ентября", потом снова строка нормальная, потом опять "повод д ай" и "гаснет д исплей", не так ли? Естественно, вы такой корявый текст будете записывать долго и трудно. Потому что сам текст располагает к тому, чтобы исполнять его с трудом и ошибками. А все мы перфекционисты, и сразу лезем переписывать и делать лучше, и на тебе 100 тейков на одну строчку только ради того, чтобы разобраться с ошибкой, которую ты же сам внедрил в текст. Не звучит ли это по-идиотски? Не логичнее ли и не профессиональнее ли сразу написать охуительный текст, который потом будет легко спеть-записать?

Поэтому я против того, чтобы брать себя в руки, напрягаться, и ценой десятков тейков демонстрировать героическую стойкость и скилы, исправляя ошибки, которые вообще не надо было совершать. Поэтому ещё раз:

При написании текста избегайте одинаковых звуков на стыке слов.

Не одни только бедные рэпперы с 3-го Атмосферного баттла становятся жертвами стыковых спотыкателей.

В минувшую субботу самарская опергруппа задержала Стыковых Спотыкателей. При попытке бегства главарь банды споткнулся о свою спящую правую руку. 44 человека находятся в изоляторе. Ведётся следствие.

Давно любимая мной группа Эпидемия никогда не славилась профессионализмом по части текстов, но это легко можно простить мужикам - не тексты у них главное.

Можно ткнуть на 0:57 и начать наслаждаться.

Вековой лес с теной,
А за ним рождаются рассветы,

Чтобы тем, кто не знает Эпидемию, стало понятнее - это песни на околоэльфийские темы, этакий серьёзный Король и шут, только с акцентом не на истории, а на музыку, гитарные соляки и всякий такой power-metal. Тексты тут находятся на предпоследнем месте в списке вещей, которые группа делает. На последнем находится график выноса мусора с репбазы. Поэтому в каждой песне что-то про путь, рифмы путь-будь-обессудь прямо этой тройкой идут через всё творчество в течение уже 20 лет, и всё такое. Группа нашла свой стиль, свою нишу, тексты реально не имеют значения у них, и я, слушая практически любую песню, написанную за 20 лет их существования, кайфую максимально.

И именно поэтому они могли спокойно заменить "стеной" на "густой" и просто ничего бы, мать его, не изменилось, а пелось бы легче и уху было бы приятнее.

Вековой лес густой,
А за ним рождаются рассветы,

Какая разница - стеной или густой - или лесной, всё равно никто не будет слушать их текст за ним один хрен не будет ничего видно, а значит, он ту самую роль стены и выполнит, и вполне логично, что рассветы рождаются за ним, а не где-то там в щелях между редкими деревьями. Вы понимаете? Это очевиднейший ход - сохранили рифму, логику, смысл, и убрали этот. Как там я их называл.

Стыковой спотыкатель убрали))

Понапридумываю терминов, а потом их же надо ещё помнить, чтобы употреблять.

Я к чему - стыковым спотыкателям все возрасты покорны. Все жанры, в смысле.

Иногда лучше переделать строку с проблемой на стыке, иногда не нужно, а нужно просто терпеть её, если, скажем, вы использовали в тексте очень устойчивое выражение, которое само уже содержит спотыкатель. Например, виденное нами выше "один на один". Можно это переформулировать, превратить в "только ты и я", "только нас двое", "только мы вдвоём", "лишь ты и я", "дуэль", "баттл", "свидание" - опаньки, и пошло творчество. Высрали набор очевидных решений и пошёл интересный материал)) Но если вы хотите именно выражение "один на один" - берите его. Даже если это что-то более сложное типа "кто хочет, т от бла-бла-бла". Ну хочешь ты как автор чтоб было именно так, потому что именно в этом есть определённая фишка. Делай. Если это будет в одной строчке в одной песне на целом альбоме - слушатели простят! А вот если это будет через строчку - добро пожаловать в мир высокой моды.

Как ещё можно решить проблему стыка? Разделить слова тейками.

В общем случае я против тейков, но по той лишь причине, что 99% музыкантов, особенно начинающих, делают это неправильно. А если объективно, то запись тейками - это просто приём, и как и любым другим приёмом, современный музыкант должен им свободно владеть.

Послушайте эту же песню Эпидемии на 1:40.

Может, это миф, разум наш затмив,
Правду утаив, в одит нас кругами.

Тут не совсем запись тейками. Первую строчку два вокалиста исполняют по очереди, вторую строчку поёт полностью первый вокалист, а второй подключается только на словах "водит нас кругами", но даже это работает как лечение одинаковой согласной на стыке. Но с другой стороны, я вот слушатель придирчивый, и я слышу, что первый вокалист тяяяянет эту несчастную Ф, потом превращает её в В (утаиффвводит). В общем, реализация не задалась, но как идею я допускаю запись тейками для решения данной проблемы. Спорно, неидеально, но раз в год и палка стреляет - где-то это может сработать на 100%.

Как ещё бороться со стыком? Разделить слова... паузой.

Так выпьем же ещё, мой молодой король , (пауза)
Л ихая доля нам отведена;

Не знаю, сделала ли Хелависа (автор и вокалистка) это осознанно, но наверное, она могла бы и дотянуть короля до конца строки и приклеить его к лихой. И попала бы в начало статьи в качестве плохого примера. А так она попала в список решений.

Гласные на стыке

Пока мы говорили про согласные, и читателей, наверное, пугает перспектива ещё тридцати страниц описания проблем одинаковых гласных на стыке.

Но к нашему общему счастью, про гласные не так много можно рассказать. В первую очередь потому, что гласные не создают критичных проблем, мешающих нам жить.

Вокал с 12-й секунды, так что можете послушать с самого начала, не сильно состаритесь)

Кто-то у шёл на дно, а кому-то все равно.
Погрустили, а завтра забыли, будто не были и не любили.
Кто-то у шёл наверх, то е сть ушёл на век,
И следит улыбаясь з а нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

Если с согласными целая система, то с гласными всё просто. Есть два способа спеть-произнести две гласные подряд: слитно или раздельно. Начнём мы с общего случая гласных на стыке - необязательно одинаковых.

Смотрим в текст, слушаем исполнение. Первый стык: "кто-то у шёл". Слышите, как Нуки разделяет гласные? Допела "то", пауза, "ушёл". Второй стык "погрустили, а ". То же самое - "погрустили" допела, пауза, "а". Третий стык, "не были и " - то же самое. Вот вам, кстати, одинаковые гласные. Четвёртый стык - "кто-то у шёл" - то же самое. Пятый стык - "то есть". Это лохотрон, не попадитесь. "Есть" поётся как "й эсьть", то есть, начинается с согласного звука. Напоминаю о разнице между буквами и звуками. Шестой стык "улыбаясь з а нами" - из первой части статьи, о стыке одинаковых согласных.

Нет, остановись. Про согласные ты уже закончил, не заводись. Дыши. Вдох-выход, вдох-выдох. Даже не думай что-то переделывать и улучшать строку. Оставь Нуки в покое! Ты не должен этого делать!!!

Наблюдает с улыбкой

Выкинули "и", убрали СС на стыке. Место "наблюдает с улыбкой" содержит 2 согласные подряд, что если...

Наблюдая с улыбкой за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

И с улыбкой следит он за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

Что сделала тебе эта девочка?

Остановись, Владимир.

Ладно, давайте остановимся, с наскока я это не переделаю так, чтобы остаться довольным. Руки чешутся, конечно, но надо вернуться к гласным.

Итак, все 4 стыка Нуки спела раздельно.

Но что мы слышим во втором куплете?

Чей-то случайный ход, фатальный поворот.
Мы друг-друга на э той спирали, обретали и снова теряли.
И о стаётся нам, холодным городам
Просто ждать когда станет т еплее и бежать ни о чём не жалея.

Стык 1: "на э той" - спет слитно, наэтай.

Стык 2: "обретали и " - тоже слитно. Отлично, что нам так повезло с этой песней. Сначала она разделила одинаковые гласные, а теперь склеила.

Стык 3: "И о стаётся" - слитно.

Стык 4: "станет т еплее" - стыковые спотыкатели высшего порядка детектед, код красный, КОД КРАСНЫЙ!

Дыши, Вова, дыши, это тебя не касается! Оставь согласные в прошлом, не держись за них! Ты можешь, ты можешь оставаться человеком!

Стык 5: "ни о чём" - тоже слитно.

Как мы слышим - и слитное и раздельное исполнение звучит абсолютно нормально. Для себя я объясняю разницу между куплетами тем, что Нуки хотела сделать развитие. Более отрывистое исполнение - более рваное, менее энергичное в принципе. Более слитное (легатное, как это можно назвать в музыкальных терминах) исполнение позволяет дать больше мощи, не прерываясь на паузы и выдавая весь имеющийся жир. На мой взгляд всё логично - первый куплет более отрывистый и спокойный, второй более певучий.

И беспокойный.

Что же делать с одинаковыми гласными на стыке? В первом куплете Нуки их разделила паузой, это первое решение, а во втором "обретали и снова теряли" две И всё-таки слиплись. Что она сделала чтобы их хоть как-то разлепить? Это сделали ноты. У "обретали" одна нота, у союза "и " - другая, ниже. Это второе решение - разделить одинаковые слипшиеся гласные по высоте.

Если две гласные слипаются и по задумке исполняются на одной ноте - не надо им позволять просто слипаться и звучать как одна буква, это моветон. На второй гласной можно сделать акцент - дать больше звука, больше голоса. Дать хрипотцы. Изменить немного голос. Это всё вокальные решения, любой преподаватель по вокалу поможет разобраться с этим моментом быстро, легко и небольно.

Это примерно то же, что в примере про согласные, когда было "в в ечном поиске нот". Тоже можно найти способы исполнить слипшиеся гласные, это вопрос скила и собранности в данном моменте. Но помните про лёгкость. Одно дело, когда вы применяете скилы и героизм, чтобы совершить невозможное и прыгнуть выше головы, и другое - когда вы делаете это, чтобы исправить свои же ошибки, допущенные на предыдущем этапе.

Так что если уж мы говорим про текст - пишите его с прицелом на исполнение. И если вы написали две одинаковые гласные на стыке, и думаете, как же это исполнить потом, чтобы не было ощущения слипшейся жопы, и ничего не приходит в голову - может, стоит просто переписать это место, чтобы не париться с ним на записи и при живом исполнении.

Эпилог

Избегать одинаковых звуков на стыке слов - это универсальное правило для текстов. Вы будете находить этот ляп в названиях фильмов, песен, альбомов, исполнителей. В Ф.И.О. людей. В текстах песен, научных и ненаучных статьях. В речи блоггеров и политиков. В цитатах великих людей. И несмотря на то, что статьи мои - маниакально обучающие, мне даже не нужно давать упражнения для закрепления знаний. Если вы поняли написанное, если почувствовали, что что-то для вас в этом есть - вы сами найдёте и примеры и контрпримеры, и сами примените их к своим песням и к своему подходу.

ЗВУКИ И БУКВЫ. СОСТАВ. УДАРЕНИЕ

§9 Удлиненные мягкие согласные звуки

156. Поработайте вместе! 1. Прочитайте предложение.

1. Было воскресенье, тихий час досуга (Максим Рыльский). 2. Широкое поле раскинулось, свисает бронзовое колосья (Дмитрий Луценко).

2. Произнесите вслух выделенные слова. В каких словах мягкие согласные звуки произносятся удлиненно?

3. Спишите выделенные слова парами. Сделайте вывод, как обозначается на письме мягкий удлиненный звук.

Мягкий удлиненный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Например: знания, чтение, веток,

157. 1. Прочитай слова. Звуки, обозначенные двумя одинаковыми буквами, произноси продлен.

Опушка» ботвы, камней, занятия, соревнования, орудия, лица, задачи, обуви.

2. Спиши слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие удлиненные звуки.

3. Определи, сколько звуков и сколько букв в слове чтения.

Отвечай так: в слове, чтения букв - 7, звуков - 6. Звуков меньше, ибо один удлиненный мягкий [н":] помечено двумя одинаковыми буквами «эн».

Прими во внимание! Удлинение звука в звуковой модели обозначается двоеточием:

[- - =: ] - [читан:а]- чтение.

158. 1. Прочитай стихотворение. Расскажи, как внук относится к своей бабушке. Докажи словами стихотворения.

Дай, бабуся, поцелую седину твоих волос, теплым дыханием согрею снегом выбеленные волосы.

Анатолий Костецкий

2. Назови слова с удлиненными мягкими согласными звуками. Составь звуковые модели этих слов.

159. 1. Образуй слова по образцу и запиши парами.

2. Составь и запиши предложение с одним из образованных слов.

160. 1. Прочитай пословицы.

1. Дерево сильно корнями, а человек знанием. 2. Чтение - вот лучшее обучение.

3. Чем полнее источник знаний, тем глубже река жизни. 4. Маленькая работа лучше большого безделья.

2. Выпиши в столбик слова с удлиненными согласными звуками. Объясни их написание.

3. Подбери к выделенным словам слова по образцу (устно): обучение - обучать.

161. 1. Прочитай слова. Подумай, как их можно разделить для переноса.

Ветви, жизнь, умение, знания, зелья, корни, лес, ветви.

2. Раздели слова для переноса по-разному.

3. С двумя словами (на выбор) составь и запиши предложения.

Прими во внимание! Слова с удлиненными мягкими согласными звуками делить на слоги надо только так: ги-лля. А переносить такие слова можно по-разному: гил-ля или ги-лля.

162. 1. Прочитай пословицы. Подумайте, почему мы так говорим.

1. Какие корни, такое и дерево. 2. Тяжело в учении - легко в труде. 3. Знания - это сила.

4. Есть терпение - будет и умение.

2. Выпиши слова с удвоенными буквами, разделяя их для переноса.

3. Устно сделай звуко-буквенный анализ выделенного слова.

Так мы говорим! Знание - солнце, книга-окно.

163. 1. Прочитай текст.

Тихо в лесу. Наступает прозрачное свитан..я. Прокрадывается с ночной охоты старый лис. Вот шелохнулась в гил..и синичка. Пролетела над узліс..ям стайка шишкарів. Все видит, все слышит, все знает в лесу старый хитрющий лис (За Иваном Соколовым-Микитовим).

2. Выпиши слова с удлиненными согласными звуками, вставляя пропущенные буквы.

3. Сделай звуко-буквенный анализ выделенного слова.

164. 1. Прочитай и отгадай загадку.

Кому нужны иголки для шитья, а кому - то для жизни?

2. Прочитай вслух выделенные слова. Какие звуки в них одинаковые? Произнеси звуки, которыми эти слова отличаются.

3. Запиши выделенные слова, разделяя их для переноса.

165. Поработайте в парах! 1. Прочитайте шутку.

ЗАМЕЧАНИЯ

Пришел Дима со школы. Глянула бабушка, а новый костюмчик пожмаканий, все пуговицы оторваны.

Что это и наделал? - забеспокоилась бабушка.

И это я Николаю делал замечания, чтобы он не свистел на улице.

Совет! Не забывай про слова вежливости! Ими надо пользоваться и тогда, когда ты с кем-то не соглашаешься, делаешь кому-то замечания.

3. Составьте звуковую модель выделенного слова. Разделите его для переноса.

166. 1. Прочитай текст.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ

Прежде чем выйти из дома, проверь, все ли у тебя в порядке. Пуговицы должны быть застегнуты, одежда и обувь вычищены, волосы зачесаны.

Если идешь по улице с товарищами, не розтягуйтесь на весь тротуар, не толкайте прохожих, не кричите. Некультурно ходить по улицам и кушать. Нельзя мусорить! Для мусора на улицах урны е.

2. Спиши последнее предложение.

3. Выпиши на отдельный листок слова, в которых есть удлиненные согласные звуки. Затем запиши их в тетрадь в алфавитном порядке.

167. 1. Прочитай и спиши слова.

Обувь, пальто, зеркало.

2. Сделай устный звуко-буквенный анализ этих слов. Пользуйся представленным в таблице образцам.

168. Поработайте вместе!1. Послушайте текст.

МОНАШЕСКАЯ ГОРА

Густым лесом покрытые склоны Чернечей горы» Деревья крепкие, ветвистые, кусты непролазные.

Глянешь вниз - словно с самолета видишь сплошные корни дубов. Глянешь вверх - на склонах живет корни выпирает из земли (За ОлесемГончаром ).

2. Чем укрыты склоны Монашеской горы? Какие деревья растут на Чернечей горе? Какие кусты растут на Чернечей горе?

3. Послушайте еще раз этот текст. Выпишите слова а удлиненными мягкими согласными звуками. Составьте звуковые модели этих слов.

Минутка общения

Что тебе известно про Тарасову гору?

На ней - могила Тараса Шевченко.

А ты знаешь, где она находится?

В городе Каневе, над Днепром.

Как эту гору называют в народе?

Продолжите разговор.

169. Поработайте вместе! 1. Составьте рассказ по рисунку и вопросами. Воспользуйтесь справкой.

1. Где работают школьники?

2. Что делают старшие дети? Кто им помогает?

3. Что делают девочки, а что - мальчики?

2. Запишите ответы на вопросы. Подберите заголовок.

Слова для справки: на кролефермі, чистят клетки, кормят кроликов, разные овощи.

170. 1. Прочитай текст.

Подорожник растет на обочинах дорог, на лугах, вблизи жилья, на опушке леса. Заготавливают это растение во время цветения. Собранные листья сушат на чердаках или под навесом. Подорожник используют для лечения различных болезней.

2. Выпиши слова с удлиненными мягкими согласными звуками. Устно раздели их для переноса.

171. Поработайте вместе! 1. Рассмотрите рисунок. Расскажите, что вы знает естьто про туризм и туристов.

2. Прочитайте советы туристу.

СОВЕТЫ ТУРИСТУ

Не разжигай без надобности костер. Не оставляй после себя на привалах мусоре. Точно выполняй все распоряжения руководителя-инструктора.

3. Какие слова в советах туристу касаются темы, которую мы изучаем?

172. Проработайте в группах! 1. Прочитайте народные приметы.

1. Мерцание звезд в ноябре - признак ухудшения погоды. 2. Наличие на небе облаков различной окраски - признак близкой непогоды, 3. Если шелуха на луке много - зима будет холодной, если мало - теплой.

2. Вспомните другие народные приметы Посоревнуйтесь какая группа вспомнила их больше всего.

3. Спишите две народные приметы (на выбор).

173. 1. Прочитай предложения.

Если запастись терпением и проявить старения, то посеянное обязательно даст хорошие всходы. Корни обучения горько, но его плод сладок. Это знания! (Франческо Петраркой ).

2. Спиши. Подчеркни слова с удлиненными мягкими согласными. Одно из них разделить для переноса по-разному.

3. Подумайте, почему не подчеркнутым слово осталось непременно. Расскажи об этом в классе.

Удлинение (звука)

Увеличение длительности звука, которое создает долгий звук; долгий гласный может переходить далее в дифтонг и \/ или изменять тембр: ср. отмести - отметать (исторически с долгим гласным) - сло-вац. odmietat", чешск. odmítat Удлинение гласного, приобретшее морфонологические функции, - то же, что продленный вокализм , удлиненный вокализм, ступень продления (ступень аблаута ).


Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. - Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998 .

Смотреть что такое "Удлинение (звука)" в других словарях:

    ЛИДЕРСТВО - – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований выделены различные стили Л., разработан ряд концепций Л. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Японская письменность Кандзи … Википедия

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    I Бронхит (bronchitis; бронх [и] (Бронхи) + itis) воспаление бронхов. Выделяют острый бронхит, острый бронхиолит (преимущественное воспаление дистальных отделов бронхиального дерева бронхиол) и хронический бронхит, характеризующиеся диффузным… … Медицинская энциклопедия

    начальная - 3.1 начальная общеобразовательная школа: Школа, организуемая как самостоятельное учреждение, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 4 года).

Февраль 18, 2016

Мир домашних развлечений довольно разнообразен и может включать в себя: просмотр кино на хорошей домашней кинотеатральной системе; увлекательный и захватывающий игровой процесс или прослушивание музыкальных композиций. Как правило, каждый находит что-то своё в этой области, или сочетает всё сразу. Но какими бы не были цели человека по организации своего досуга и в какую бы крайность не ударялись - все эти звенья прочно связаны одним простым и понятным словом - "звук". Действительно, во всех перечисленных случаях нас будет вести за ручку звуковое сопровождение. Но вопрос этот не так прост и тривиален, особенно в тех случаях, когда появляется желание добиться качественного звучания в помещении или любых других условиях. Для этого не всегда обязательно покупать дорогостоящие hi-fi или hi-end компоненты (хотя будет весьма кстати), а бывает достаточным хорошее знание физической теории, которая способна устранить большинство проблем, возникающих у всех, кто задался целью получить озвучку высокого качества.

Далее будет рассмотрена теория звука и акустики с точки зрения физики. В данном случае я постараюсь сделать это максимально доступно для понимания любого человека, который, возможно, далёк от знания физических законов или формул, но тем не менее страстно грезит воплощением мечты создания совершенной акустической системы. Я не берусь утверждать, что для достижения хороших результатов в этой области в домашних условиях (или в автомобиле, например) необходимо знать эти теории досканально, однако понимание основ позволит избежать множество глупых и абсурдных ошибок, а так же позволит достичь максимального эффекта звучания от системы любого уровня.

Общая теория звука и музыкальная терминология

Что же такое звук ? Это ощущение, которое воспринимает слуховой орган "ухо" (само по себе явление существует и без участия «уха» в процессе, но так проще для понимания), возникающее при возбуждении барабанной перепонки звуковой волной. Ухо в данном случае выступает в роли "приёмника" звуковых волн различной частоты.
Звуковая волна же представляет собой по сути последовательный ряд уплотнений и разряжений среды (чаще всего воздушной среды в обычных условиях) различной частоты. Природа звуковых волн колебательная, вызываемая и производимая вибрацией любых тел. Возникновение и распространение классической звуковой волны возможно в трёх упругих средах: газообразных, жидких и твёрдых. При возникновении звуковой волны в одном из этих типов пространства неизбежно возникают некоторые изменения в самой среде, например, изменение плотности или давления воздуха, перемещение частиц воздушных масс и т.д.

Поскольку звуковая волна имеет колебательную природу, то у неё имеется такая характеристика, как частота. Частота измеряется в герцах (в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца), и обозначает количество колебаний за период времени, равный одной секунде. Т.е. например, частота 20 Гц обозначает цикл в 20 колебаний за одну секунду. От частоты звука зависит и субъективное понятие его высоты. Чем больше звуковых колебаний совершается за секунду, тем «выше» кажется звучание. У звуковой волны так же имеется ещё одна важнейшая характеристика, имеющая название - длина волны. Длиной волны принято считать расстояние, которое проходит звук определённой частоты за период, равный одной секунде. Для примера, длина волны самого низкого звука в слышимом диапазоне для человека частотой 20 Гц составляет 16,5 метров, а длина волны самого высокого звука 20000 Гц составляет 1,7 сантиметра.

Человеческое ухо устроено таким образом, что способно воспринимать волны только в ограниченном диапазоне, примерно 20 Гц - 20000 Гц (зависит от особенностей конкретного человека, кто-то способен слышать чуть больше, кто-то меньше). Таким образом, это не означает, что звуков ниже или выше этих частот не существует, просто человеческим ухом они не воспринимаются, выходя за границу слышимого диапазона. Звук выше слышимого диапазона называется ультразвуком , звук ниже слышимого диапазона называется инфразвуком . Некоторые животные способны воспринимать ультра и инфра звуки, некоторые даже используют этот диапазон для ориентирования в пространстве (летучие мыши, дельфины). В случае, если звук проходит через среду, которая напрямую не соприкасается с органом слуха человека, то такой звук может быть не слышим или сильно ослабленным в последствии.

В музыкальной терминологии звука существуют такие важные обозначения, как октава, тон и обертон звука. Октава означает интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2. Октава обычно очень хорошо различима на слух, в то время как звуки в пределах этого интервала могут быть очень похожими друг на друга. Октавой также можно назвать звук, который делает вдвое больше колебаний, чем другой звук, в одинаковый временной период. Например, частота 800 Гц, есть ни что иное, как более высокая октава 400 Гц, а частота 400 Гц в свою очередь является следующей октавой звука частотой 200 Гц. Октава в свою очередь состоит из тонов и обертонов. Переменные колебания в гармонической звуковой волне одной частоты воспринимаются человеческим ухом как музыкальный тон . Колебания высокой частоты можно интерпретировать как звуки высокого тона, колебания низкой частоты – как звуки низкого тона. Человеческое ухо способно чётко отличать звуки с разницей в один тон (в диапазоне до 4000 Гц). Несмотря на это, в музыке используется крайне малое число тонов. Объясняется это из соображений принципа гармонической созвучности, всё основано на принципе октав.

Рассмотрим теорию музыкальных тонов на примере струны, натянутой определённым образом. Такая струна, в зависимости от силы натяжения, будет иметь "настройку" на какую-то одну конкретную частоту. При воздействии на эту струну чем-либо с одной определённой силой, что вызовет её колебания, стабильно будет наблюдаться какой-то один определенный тон звука, мы услышим искомую частоту настройки. Этот звук называется основным тоном. За основной тон в музыкальной сфере официально принята частота ноты "ля" первой октавы, равная 440 Гц. Однако, большинство музыкальных инструментов никогда не воспроизводят одни чистые основные тона, их неизбежно сопровождают призвуки, именуемые обертонами . Тут уместно вспомнить важное определение музыкальной акустики, понятие тембра звука. Тембр - это особенность музыкальных звуков, которые придают музыкальным инструментам и голосам их неповторимую узнаваемую специфику звучания, даже если сравнивать звуки одинаковой высоты и громкости. Тембр каждого музыкального инструмента зависит от распределения звуковой энергии по обертонам в момент появления звука.

Обертоны формируют специфическую окраску основного тона, по которой мы легко можем определить и узнать конкретный инструмент, а так же чётко отличить его звучание от другого инструмента. Обертоны бывают двух типов: гармонические и негармонические. Гармонические обертоны по определению кратны частоте основного тона. Напротив, если обертоны не кратны и заметно отклоняются от величин, то они называются негармоническими . В музыке практически исключается оперирование некратными обертонами, поэтому термин сводится к понятию "обертон", подразумевая под собой гармонический. У некоторых инструментов, например фортепиано, основной тон даже не успевает сформироваться, за короткий промежуток происходит нарастание звуковой энергии обертонов, а затем так же стремительно происходит спад. Многие инструменты создают так называемый эффект "переходного тона", когда энергия определённых обертонов максимальна в определённый момент времени, обычно в самом начале, но потом резко меняется и переходит к другим обертонам. Частотный диапазон каждого инструмента можно рассмотреть отдельно и он обычно ограничивается частотами основных тонов, который способен воспроизводить данный конкретный инструмент.

В теории звука также присутствует такое понятие как ШУМ. Шум - это любой звук, которой создаётся совокупностью несогласованных между собой источников. Всем хорошо знаком шум листвы деревьев, колышимой ветром и т.д.

От чего зависит громкость звука? Очевидно, что подобное явление напрямую зависит от количества энергии, переносимой звуковой волной. Для определения количественных показателей громкости, существует понятие - интенсивность звука. Интенсивность звука определяется как поток энергии, прошедший через какую-то площадь пространства (например, см2) за единицу времени (например, за секунду). При обычном разговоре интенсивность составляет примерно 9 или 10 Вт/см2. Человеческое ухо способно воспринимать звуки достаточно широкого диапазона чувствительности, при этом восприимчивость частот неоднородна в пределах звукового спектра. Так наилучшим образом воспринимается диапазон частот 1000 Гц - 4000 Гц, который наиболее широко охватывает человеческую речь.

Поскольку звуки столь сильно различаются по интенсивности, удобнее рассматривать её как логарифмическую величину и измерять в децибелах (в честь шотландского учёного Александра Грэма Белла). Нижний порог слуховой чувствительности человеческого уха составляет 0 Дб, верхний 120 Дб, он же ещё называется "болевой порог". Верхняя граница чувствительности так же воспринимается человеческим ухом не одинаково, а зависит от конкретной частоты. Звуки низких частот должны обладать гораздо бОльшей интенсивностью, чем высокие, чтобы вызвать болевой порог. Например, болевой порог на низкой частоте 31,5 Гц наступает при уровне силы звука 135 дБ, когда на частоте 2000 Гц ощущение боли появится при уже при 112 дБ. Имеется также понятие звукового давления, которое фактически расширяет привычное объяснение распространение звуковой волны в воздухе. Звуковое давление - это переменное избыточное давление, возникающее в упругой среде в результате прохождения через неё звуковой волны.

Волновая природа звука

Чтобы лучше понять систему возникновения звуковой волны, представим классический динамик, находящийся в трубе, наполненной воздухом. Если динамик совершит резкое движение вперёд, то воздух, находящийся в непосредственной близости диффузора на мгновение сжимается. После этого воздух расширится, толкая тем самым сжатую воздушную область вдоль по трубе.
Вот это волновое движение и будет впоследствии звуком, когда достигнет слухового органа и "возбудит" барабанную перепонку. При возникновении звуковой волны в газе создаётся избыточное давление, избыточная плотность и происходит перемещение частиц с постоянной скоростью. Про звуковые волны важно помнить то обстоятельство, что вещество не перемещается вместе со звуковой волной, а возникает лишь временное возмущение воздушных масс.

Если представить поршень, подвешенный в свободном пространстве на пружине и совершающий повторяющиеся движения "вперёд-назад", то такие колебания будут называться гармоническими или синусоидальными (если представить волну в виде графика, то получим в этом случае чистейшую синусойду с повторяющимися спадами и подъёмами). Если представить динамик в трубе (как и в примере, описанном выше), совершающий гармонические колебания, то в момент движения динамика "вперёд" получается известный уже эффект сжатия воздуха, а при движении динамика "назад" обратный эффект разряжения. В этом случае по трубе будет распространяться волна чередующихся сжатий и разрежений. Расстояние вдоль трубы между соседними максимумами или минимумами (фазами) будет называться длиной волны . Если частицы колеблются параллельно направлению распространения волны, то волна называется продольной . Если же они колеблются перпендикулярно направлению распространения, то волна называется поперечной . Обычно звуковые волны в газах и жидкостях – продольные, в твердых же телах возможно возникновение волн обоих типов. Поперечные волны в твердых телах возникают благодаря сопротивлению к изменению формы. Основная разница между этими двумя типами волн заключается в том, что поперечная волна обладает свойством поляризации (колебания происходят в определенной плоскости), а продольная – нет.

Скорость звука

Скорость звука напрямую зависит от характеристик среды, в которой он распространяется. Она определяется (зависима) двумя свойствами среды: упругостью и плотностью материала. Скорость звука в твёрдых телах соответственно напрямую зависит от типа материала и его свойств. Скорость в газовых средах зависит только от одного типа деформации среды: сжатие-разрежение. Изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами и носит название адиабатическое.
Скорость звука в газе зависит в основном от температуры - возрастает при повышении температуры и падает при понижении. Так же скорость звука в газообразной среде зависит от размеров и массы самих молекул газа, - чем масса и размер частиц меньше, тем "проводимость" волны больше и больше соответственно скорость.

В жидкой и твёрдой средах принцип распространения и скорость звука аналогичны тому, как волна распространяется в воздухе: путём сжатия-разряжения. Но в данных средах, помимо той же зависимости от температуры, достаточно важное значение имеет плотность среды и её состав/структура. Чем меньше плотность вещества, тем скорость звука выше и наоборот. Зависимость же от состава среды сложнее и определяется в каждом конкретном случае с учётом расположения и взаимодействия молекул/атомов.

Скорость звука в воздухе при t, °C 20: 343 м/с
Скорость звука в дистиллированной воде при t, °C 20: 1481 м/с
Скорость звука в стали при t, °C 20: 5000 м/с

Стоячие волны и интерференция

Когда динамик создаёт звуковые волны в ограниченном пространстве неизбежно возникает эффект отражения волн от границ. В результате этого чаще всего возникает эффект интерференции - когда две или более звуковых волн накладываются друг на друга. Особыми случаями явления интерференции являются образование: 1) Биений волн или 2) Стоячих волн. Биения волн - это случай, когда происходит сложение волн с близкими частотами и амплитудой. Картина возникновения биений: когда две похожие по частоте волны накладываются друг на друга. В какой-то момент времени при таком наложении, амплитудные пики могут совпадать "по фазе", а также могут совпадать и спады по "противофазе". Именно так и характеризуются биения звука. Важно помнить, что в отличие от стоячих волн, фазовые совпадения пиков происходят не постоянно, а через какие-то временные промежутки. На слух такая картина биений различается достаточно чётко, и слышится как периодическое нарастание и убывание громкости соответственно. Механизм возникновения этого эффекта предельно прост: в момент совпадения пиков громкость нарастает, в момент совпадения спадов громкость уменьшается.

Стоячие волны возникают в случае наложения двух волн одинаковой амлитуды, фазы и частоты, когда при "встрече" таких волн одна движется в прямом, а другая – в обратном направлении. В участке пространства (где образовалась стоячая волна) возникает картина наложения двух частотных амплитуд, с чередованием максимумов (т.н. пучностей) и минимумов (т.н. узлов). При возникновении этого явления крайне важное значение имеет частота, фаза и коэффициент затухания волны в месте отражения. В отличие от бегущих волн, в стоячей волне отсутствует перенос энергии вследствие того, что образующие эту волну прямая и обратная волны переносят энергию в равных количествах и в прямом и в противоположном направлениях. Для наглядного понимания возникновения стоячей волны, представим пример из домашней акустики. Допустим, у нас есть напольные акустические системы в некотором ограниченном пространстве (комнате). Заставив их играть какую-нибудь композицию с большим количеством баса, попробуем изменить местоположение слушателя в помещении. Таким образом слушатель, попав в зону минимума (вычитания) стоячей волны ощутит эффект того, что баса стало очень мало, а если слушатель попадает в зону максимума (сложения) частот, то получается обратный эффект существенного увеличения басовой области. При этом эффект наблюдается во всех октавах базовой частоты. Например, если базовая частота составляет 440 Гц, то явление "сложения" или "вычитания" будет наблюдаться также на частотах 880 Гц, 1760 Гц, 3520 Гц и т.д.

Явление резонанса

У большинства твёрдых тел имеется собственная частота резонанса. Понять этот эффект достаточно просто на примере обычной трубы, открытой только с одного конца. Представим ситуацию, что с другого конца трубы подсоединяется динамик, который может играть какую-то одну постоянную частоту, её также впоследствии можно менять. Так вот, у трубы имеется собственная частота резонанса, говоря простым языком - это частота, на которой труба "резонирует" или издаёт свой собственный звук. Если частота динамика (в результате регулировки) совпадёт с частотой резонанса трубы, то возникнет эффект увеличения громкости в несколько раз. Это происходит потому, что громкоговоритель возбуждает колебания воздушного столба в трубе со значительной амплитудой до тех пор, пока не найдётся та самая «резонансная частота» и произойдёт эффект сложения. Возникшее явление можно описать следующим образом: труба в этом примере "помогает" динамику, резонируя на конкретной частоте, их усилия складываются и "выливаются" в слышимый громкий эффект. На примере музыкальных инструментов легко прослеживается это явление, поскольку в конструкции большинства присутствуют элементы, называемые резонаторами. Нетрудно догадаться, что служит цели усилить определённую частоту или музыкальный тон. Для примера: корпус гитары с резонатором ввиде отверстия, сопрягаемого с объёмом; Конструкция трубки у флейты (и все трубы вообще); Циллиндрическая форма корпуса барабана, который сам по себе является резонатором определённой частоты.

Частотный спектр звука и АЧХ

Поскольку на практике практически не встречаются волны одной частоты, то возникает необходимость разложения всего звукового спектра слышимого диапазона на обертоны или гармоники. Для этих целей существуют графики, которые отображают зависимость относительной энергии звуковых колебаний от частоты. Такой график называется графиком частотного спектра звука. Частотный спектр звука бывает двух типов: дискретный и непрерывный. Дискретный график спектра отображает частоты по отдельности, разделённые пустыми промежутками. В непрерывном спектре присутствуют сразу все звуковые частоты.
В случае с музыкой или акустикой чаще всего используется обычный график Амплитудно-Частотой Характеристики (сокращённо "АЧХ"). На таком графике представлена зависимость амплитуды звуковых колебаний от частоты на протяжении всего спектра частот (20 Гц - 20 кГц). Глядя на такой график легко понять, например, сильные или слабые стороны конкретного динамика или акустической системы в целом, наиболее сильные участки энергетической отдачи, частотные спады и подъёмы, затухания, а так же проследить крутизну спада.

Распространение звуковых волн, фаза и противофаза

Процесс распространения звуковых волн происходит во всех направлениях от источника. Простейший пример для понимания этого явления: камешек, брошенный в воду.
От места, куда упал камень, начинают расходиться волны по поверхности воды во всех направлениях. Однако, представим ситуацию с использованием динамика в неком объёме, допустим закрытом ящике, который подключён к усилителю и воспроизводит какой-то музыкальный сигнал. Несложно заметить (особенно при условии, если подать мощный НЧ сигнал, например бас-бочку), что динамик совершает стремительное движение "вперёд", а потом такое же стремительное движение "назад". Остаётся понять, что когда динамик совершает движение вперёд, он излучает звуковую волну, которую мы слышим впоследствии. А вот что происходит, когда динамик совершает движение назад? А происходит парадоксально тоже самое, динамик совершает тот же звук, только распространяется он в нашем примере всецело в пределах объёма ящика, не выходя за его пределы (ящик закрыт). В целом, на приведённом выше примере можно наблюдать достаточно много интересных физических явлений, наиболее значимым из которых является понятие фазы.

Звуковая волна, которую динамик, находясь в объёме, излучает в направлении слушателя - находится "в фазе". Обратная же волна, которая уходит в объём ящика, будет соответственно противофазной. Остаётся только понять, что подразумевают эти понятия? Фаза сигнала – это уровень звукового давления в текущий момент времени в какой-то точке пространства. Фазу проще всего понять на примере воспроизведения музыкального материала обычной напольной стерео-парой домашних акустических систем. Представим, что две такие напольные колонки установлены в неком помещении и играют. Обе акустические системы в этом случае воспроизводят синхронный сигнал переменного звукового давления, притом звуковое давление одной колонки складывается со звуковым давлением другой колонки. Происходит подобный эффект за счёт синхронности воспроизведения сигнала левой и правой АС соответственно, другими словами, пики и спады волн, излучаемых левыми и правыми динамиками совпадают.

А теперь представим, что давления звука по-прежнему меняются одинаковым образом (не претерпели изменений), но только теперь противоположно друг другу. Подобное может произойти, если подключить одну акустическую систему из двух в обратной полярности ("+" кабель от усилителя к "-" клемме акустической системе, и "-" кабель от усилителя к "+" клемме акустической системы). В этом случае противоположный по направлению сигнал вызовет разницу давлений, которую можно представить в виде чисел следующим образом: левая акустическая система будет создавать давление "1 Па", а правая акустическая система будет создавать давление "минус 1 Па". В результате, суммарная громкость звука в точке размещения слушателя будет равна нулю. Это явление называется противофазой. Если рассматривать пример более детально для понимания, то получается, что два динамика, играющие "в фазе" - создают одинаковые области уплотнения и разряжения воздуха, чем фактически помогают друг другу. В случае же с идеализированной противофазой, область уплотнения воздушного пространства, созданная одним динамиком, будет сопровождаться областью разряжения воздушного пространства, созданной вторым динамиком. Выглядит это примерно, как явление взаимного синхронного гашения волн. Правда, на практике падения громкости до нуля не происходит, и мы услышим сильно искажённый и ослабленный звук.

Самым доступным образом можно описать это явление так: два сигнала с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Ввиду этого, удобнее представить эти явления смещения на примере обычных круглых стрелочных часов. Представим, что на стене висит несколько одинаковых круглых часов. Когда секундные стрелки этих часов бегут синхронно, на одних часах 30 секунд и на других 30, то это пример сигнала, который находится в фазе. Если же секундные стрелки бегут со смещением, но скорость по-прежнему одинакова, например, на одних часах 30 секунд, а на других 24 секунды, то это и есть классический пример смещения (сдвига) по фазе. Таким же образом фаза измеряется в градусах, в пределах виртуальной окружности. В этом случае, при смещении сигналов относительно друг друга на 180 градусов (половина периода), и получается классическая противофаза. Нередко на практике возникают незначительные смещения по фазе, которые так же можно определить в градусах и успешно устранить.

Волны бывают плоские и сферические. Плоский волновой фронт распространяется только в одном направлении и редко встречается на практике. Сферический волновой фронт представляет собой волны простого типа, которые исходят из одной точки и распространяется во всех направлениях. Звуковые волны обладают свойством дифракции , т.е. способностью огибать препятствия и объекты. Степень огибания зависит от отношения длины звуковой волны к размерам препятствия или отверстия. Дифракция возникает и в случае, когда на пути звука оказывается какое-либо препятствие. В этом случае возможны два варианта развития событий: 1) Если размеры препятствия намного больше длины волны, то звук отражается или поглощается (в зависимости от степени поглощения материала, толщины препятствия и т.д.), а позади препятствия формируется зона "акустической тени". 2) Если же размеры препятствия сравнимы с длиной волны или даже меньше её, тогда звук дифрагирует в какой-то мере во всех направлениях. Если звуковая волна при движении в одной среде попадает на границу раздела с другой средой (например воздушная среда с твёрдой средой), то может возникнуть три варианта развития событий: 1) волна отразится от поверхности раздела 2) волна может пройти в другую среду без изменения направления 3) волна может пройти в другую среду с изменением направления на границе, это называется "преломление волны".

Отношением избыточного давления звуковой волны к колебательной объёмной скорости называется волновое сопротивление. Говоря простыми словами, волновым сопротивлением среды можно назвать способность поглощать звуковые волны или "сопротивляться" им. Коэффициенты отражения и прохождения напрямую зависят от соотношения волновых сопротивлений двух сред. Волновое сопротивление в газовой среде гораздо ниже, чем в воде или твёрдых телах. Поэтому если звуковая волна в воздухе падает на твердый объект или на поверхность глубокой воды, то звук либо отражается от поверхности, либо поглощается в значительной мере. Зависит это от толщины поверхности (воды или твёрдого тела), на которую падает искомая звуковая волна. При низкой толщине твёрдой или жидкой среды, звуковые волны практически полностью "проходят", и наоборот, при большой толщине среды волны чаще отражается. В случае отражения звуковых волн, происходит этот процесс по хорошо известному физическому закону: "Угол падения равен углу отражения". В этом случае, когда волна из среды с меньшей плотностью попадает на границу со средой большей плотности - происходит явление рефракции . Оно заключается в изгибе (преломлении) звуковой волны после "встречи" с препятствием, и обязательно сопровождается изменением скорости. Рефракция зависит также от температуры среды, в которой происходит отражение.

В процессе распространения звуковых волн в пространстве неизбежно происходит снижение их интенсивности, можно сказать затухание волн и ослабление звука. На практике столкнуться с подобным эффектом достаточно просто: например, если два человека встанут в поле на некотором близком расстоянии (метр и ближе) и начнут что-то говорить друг другу. Если впоследствии увеличивать расстояние между людьми (если они начнут отдаляться друг от друга), тот же самый уровень разговорной громкости будет становиться всё менее и менее слышимым. Подобный пример наглядно демонстрирует явление снижения интенсивности звуковых волн. Почему это происходит? Причиной тому различные процессы теплообмена, молекулярного взаимодействия и внутреннего трения звуковых волн. Наиболее часто на практике происходит превращение звуковой энергии в тепловую. Подобные процессы неизбежно возникают в любой из 3-ёх сред распространения звука и их можно охарактеризовать как поглощение звуковых волн .

Интенсивность и степень поглощения звуковых волн зависит от многих факторов, таких как: давление и температура среды. Также поглощение зависит от конкретной частоты звука. При распространении звуковой волны в жидкостях или газах возникает эффект трения между разными частицами, которое называется вязкостью. В результате этого трения на молекулярном уровне и происходит процесс превращения волны из звуковой в тепловую. Другими словами, чем выше теплопроводность среды, тем меньше степень поглощения волн. Поглощение звука в газовых средах зависит ещё и от давления (атмосферное давление меняется с повышением высоты относительно уровня моря). Что касательно зависимости степени поглощения от частоты звука, то принимая во внимание вышеназванные зависимости вязкости и теплопроводности, поглощение звука тем выше, чем выше его частота. Для примера, при нормальной температуре и давлении, в воздухе поглощение волны частотой 5000 Гц составляет 3 Дб/км, а поглощение волны частотой 50000 Гц составит уже 300 Дб/м.

В твёрдых средах сохраняются все вышеназванные зависимости (теплопроводность и вязкость), однако к этому добавляется ещё несколько условий. Они связаны с молекулярной структурой твёрдых материалов, которая может быть разной, со своими неоднородностями. В зависимости от этого внутреннего твёрдого молекулярного строения, поглощение звуковых волн в данном случае может быть различным, и зависит от типа конкретного материала. При прохождении звука через твёрдое тело, волна претерпевает ряд преобразований и искажений, что чаще всего приводит к рассеиванию и поглощению звуковой энергии. На молекулярном уровне может возникнуть эффект дислокаций, когда звуковая волна вызывает смещение атомных плоскостей, которые затем возвращаются в исходное положение. Либо же, движение дислокаций приводит к столкновению с перпендикулярными им дислокациями или дефектами кристаллического строения, что вызывает их торможение и как следствие некоторое поглощение звуковой волны. Однако, звуковая волна может и резонировать с данными дефектами, что приведет к искажению исходной волны. Энергия звуковой волны в момент взаимодействия с элементами молекулярной структуры материала рассеивается в результате процессов внутреннего трения.

В я постараюсь разобрать особенности слухового восприятия человека и некоторые тонкости и особенности распространения звука.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки