Сербская национальная одежда. Одежда сербов. Общественная и семейная жизнь. Семейные обряды и обычаи. Религия, верования, календарные праздники

Главная / Праздники и подарки

Фарфоровая кукла с малышом.

Куклы в народных костюмах №70. Сербский праздничный костюм.

Кукла с тёмными волосами, белая рубаха с кружевом и красными бантиками на рукавах, нарядный красный жилет, полосатые юбка и фартук.

Сельские костюмы Сербии периода XIX и XX веков делятся на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.

Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок, кожаную накидку, плащ.

Куклы в народных костюмах №70. Сербский праздничный костюм. Фото куклы. Елек - безрукавка из красного сукна, украшенная золотным шитьем и шнуром.


Сукня - юбка. Рубаха-кошуля, украшенная кружевами и лентами.

Очень красивая причёска куклы.

Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), она богато украшалась вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи носили короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина.

Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии. Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают.

Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

Женская обувь - это чулки, носки и опанки (как и у мужчин), только женские чулки короче мужских и красивее связаны.

Головные уборы и причёски различались у замужних женщин и девушек. Носили фесы (иногда их обматывали платками); шапочки, обшитые шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами.

Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, ткаными или вязаными сумками (торба).

Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Женщины также на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки.

Носили юбки различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами.

Шумадия (Центральная Сербия)

Елек Фермен - короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета.

(становится понятно, отчего в этой серии появился сербский костюм ): При Елизавете было много переселенцев из Сербии. Военные и представители известных сербских семей: Хорваты, Чорбы, Цветановичи, Вуичи, Серезлии, что послужило основой для формирования сербских поселений на украинских землях – Новой Сербии и Славяносербии. При Екатерине II они вошли в состав Новороссийской губернии, название исчезло, а сербы остались. Как много граждан Сербии в России, точно неизвестно. Сейчас в России по отдельным источникам их 30 тысяч, хотя упоминается и цифра – 80 тысяч (возможно учитывается СНГ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

    статья , добавлен 15.02.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    Сегодня мы продолжаем одеваться, но не просто так, а очень даже в сувенирном ключе, потому что речь пойдёт о народной ношне - национальном сербском костюме. Здесь главное - войти во вкус, потому что в каждой части Сербии - свои юбки-блузки-панталоны, с характерным именно для этого места покроем и вышивкой. При желании можно целую коллекцию собрать. Раньше в Сербии гостей встречали по одёжке в полном смысле слова, потому что именно она иноформировала, откуда именно пожаловал товарищ, горожанин он или "селяк", богат или беден и т.д. А поскольку мы изначально с вами, друзья мои, договорились, что китайские умельцы нас не интересуют, сразу отмечу: в Сербии до сих пор существует достаточное количество фирм-ателье, которые занимаются шитьём именно национальной одежды. Общегосударственное повальное увлечение фольклором даром не проходит! Одна из самых популярных "радиониц", "Србиянски вез", находится в нашем Обреновце, о чём я уже писала раньше (), ей же спасибо и за большинство фотографий этого поста.

    У меня с фольклорным облачением давний роман: из каждой своей поездки стремилась привезти что-то на память. Казусы тоже бывали: помнится, приняла мужской жилет за часть женского гардероба, а когда заявилась на работу в офис в хорватской рубашке (с первой фотографии), то народ удивлённо спрашивал: "А ты разве не в Хорватию, а в Киев ездила?" Я ещё подумала тогда: "Какие у нашего народа интересные стереотипы: если на блузке вышивка - значит она из Украины.")) Но вот недавно увидела эту фотографию из Воеводины

    и вот эту, из сербского городка Вране, и... поняла наш народ!))


    Гламоч, Босния
    Бачка, Сербия

    Шумадия, Сербия

    Призрен, Косово

    И эта красавица - из Косова. И эта пара тоже.

    Но я предлагаю вам сегодня одеться по-шумадийски. И начнём с сильной половины человечества.
    Мужская рубашка (Кошуља) шилась из хлопковой, реже - льняной ткани. Подол по бокам обязательно разрезали до середины бедра, а с вышивкой особо не усердствовали.

    На рубашку надевались Јелек (жилет) и Антерија (что-то наподобие короткого пальто). Ткань использовалась преимущественно шерстяная, а сами изделия богато украшались цветочным или геометрическим узором из шёлковой тесьмы.

    Мужские "панталоны" шили из грубого шерстяного сукна - шаяка. Больше всего они напоминают армейские брюки-галифе - влияние истории, что тут скажешь! В Сербии их называют "панталоне на брич". А талию полагалось обвить не менее трёх раз разноцветным шерстяным поясом (Тканицей), причём с левой (обычно) стороны обязательно оставлялся свободный конец.

    Носкам (Чарапам) полагалось быть длинными, чуть ли не до колена. Они вязались из чёрной шерсти и украшались особым узором - "цветной лозицей". На ногах красовались кожаные опанцы или джонаши. Их отличала толстая подошва и изогнутый в виде клюва носок. Добавлю, что "опанци" - обувь исключительно лёгкая и приятная, иной раз сама ношу с удовольствием!

    А заканчивался туалет тоже приветом боевой сербской истории - шапкой-шайкачей. Не ошибусь, если скажу, что шайкача - такой же "отличительный знак" серба, как, скажем, кепка-аэродром - жителя "солнечного Телави".

    Сербки одевались гораздо ярче своих суровых мужчин. Например, вышивка на женской льняной рубашке была намного богаче и часто дополнялась кружевной отделкой.

    Женский жилет и антерия богато украшались золотым, серберянным или цветным шитьём, необычайно ярко смотревшимся на тёмном фоне. А ещё наши шумадийские модницы в холодное время года надевали зубун (справа) - словечко ничего не напоминает? :).

    Юбке полагалось быть темнее "кошульи", а цвет полосок на ней соответствовал деталям вышивки на рубашке.
    Кстати, жительницы Воеводины щеголяли и в юбках белого цвета - вот она, региональная разница!

    1. 1. Драгана РадоичичЭтнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
    2. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНациональный костюм занимает видное место вкультуре и традиции сербского народа. Каждаяобласть, населенная сербами, характеризоваласьособым костюмом.Различные влияния, климатические,географические, социальные и культурно-исторические, в течении веков влияли наформирование национального костюма вСербии, содержащего, как в своих типическихсвойствах, так и в отношении формированияотдельных частей одежды и украшений,элементы минувших эпох, в которых сменялисьразные культурные слои, врастая друг в друга.
    3. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградСамые яркие – элементыдревнебалканскойпраславянской и словянскойкультур, затем византийского исербского средневекового слоев,турецко-ориентальногонаслоения и веяний изевропейских стран,принадлежащих к относительнонедавнему времени.
    4. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями.
    5. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного.
    6. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНа основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеемданные о свойствах традиционного костюма, в то время какболее ранние периоды, в отношении одежды сельскогонаселения в Сербии, как и в большинстве стран Балканскогополуострова, менее известны, из-за нехватки материальныхдоказательств. Тем не менее, фрагментарный материал болееранних веков (археологические находки, письменные ихудожественные источники), совместно со сведениями оисторических и социально-культурных событиях, позволиливосстановление отдельных предметов одежды. Одежду почтиполностью выделывали женщины в домашнейпромышленности для своей семьи, с исключением отдельныхпредметов одежды и ювелирных изделий, являющихсяпродуктом ремесленников.
    7. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.
    8. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей <платком>), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача <передник>, суконный зубун <длиннополый жилет> (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи <металлические наколки>, красная суконная накидка.
    9. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградКостюмы северо-западных ицентральных частей Сербии содержатнекоторые элементы панонскогокостюма, динарского и центрально-балканского. Самые характерныечерты – черты панонского костюма(конджа <чепец> и убрадач<платок>), две длинные прегачи<передника> без бахромы, длинныерубашки (рубины) с панонскими илидинарскими характеристиками, в товремя как для мужского костюмахарактерна коническая шапкашубара, рубина (рубашка и штаны),суконная кожаная одежда.
    10. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек <жилет>, либаде <жакет>, баядер <широкий шелковый пояс>, антерия <платье>, гунь крджалинац <короткая куртка с рукавами>, чакшире потурлие <широкие штаны>, тромболос <шелковый пояс>), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран <куртка солдатской выкройки>.
    11. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак <короткая рубашка> и скуты <полы>, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу <передник>, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ.
    12. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац <чепец>). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом.
    13. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ <вид шапочки> (в виде кос из шерсти) с превезом <длинный платок>, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу <передник> и пояс, а также и короткий елек <безрукавку>, белый зубун <длиннополый жилет> и белое суконное платье с рукавами.
    14. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил <платье без рукавов>, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух <меховой жилет> без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара <шапка>, суконные тозлуцы <голенища>, опанцы < легкая кожаная обувь> из невыделанной кожи.
    15. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун <длиннополый жилет>, долактеник <жилет с короткими рукавами>, платье, штаны), меховая шубара <шапка>, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач <передников>.
    16. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием.
    17. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии <шаровары> и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде <жакет>, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук.
    18. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев.
    19. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Опанцы  Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева.
    20. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной.
    21. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии.
    22. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры <штаны типа шаровар, с широким задом>, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях.
    23. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградБеневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезаннымиштанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией ипрорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались ввосточной Сербии и Воеводины. Широкие штанытурачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты изголубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а современем их усваивает и сельское население. В начале XX векаони, как часть национального костюма в Сербии, вышли изобихода.
    24. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным.
    25. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма.
    26. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины.
    27. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ середине XIX века где-то носилиелече памукличе, наполненноехлопком, собранное на груди, сподкладкой и застегиваемоечетырмя пуговицами из серебрянойпряжи. Более короткий елек, спродольными вшитыми линиями,на груди сердцеобразно вырезаный,носили летом. Поверх подвенечнойрубашки невесты побогаче носили„срмали“ елек, из бархата/атласа, сшнурами, вышитый сербряныминитками, украшенный блестками.
    28. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы <вид пояса> стали носить позднее.
    29. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры <декоративные пряжки>. Каницы „пестрые пояса“ носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века.
    30. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ торжественных случаях носили окованик/кованик, впередней части которого была металлическая плитка,украшенная разноцветными камнями. Пояс имелдекоративную и употребительную функцию, он затягивалрубашку и подчеркивал красоту женской талии.

    В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье. Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую) как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.

    Сербский мужской костюм

    Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных, носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе) шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы. Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного). Это был длинный кафтан (долама), короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие (короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока (Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен) без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.

    В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.

    Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные, они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления. Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями (листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).

    Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили соломенные шляпы , фесы, сшитые из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка), вошедшие в быт после второй мировой войны.

    Сербский женский костюм

    Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка (зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого, реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное распашное платье.

    Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача, кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии . Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

    Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.

    Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по городской моде.

    Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками (торба). В дни траура украшений не носят.

    Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.

    Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны (чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны , опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление: народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень напоминают опанки.

    Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки