Рамки с 2 3 видами застежек. Методика Монтессори: занятия с застежками. Скользящие мягкие шарики

Главная / Красота и здоровье

Деревянные рамки разработаны на основе метода Марии Монтессори. На рамках укреплены разные виды застежек: пуговицы всех размеров, кнопки, банты, шнурки для вдевания в дырки и наматывания на петли, застежки из ремешков, липучки, молнии, крючки и булавки. С помощью «Рамок с застежками» дети осваивают и закрепляют навык самостоятельного одевания и обувания, развивают моторику, координацию движений и внимание.

Как это пособие тренирует самоконтроль ребенка?

Осваивая рамку с застежками, малыш учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения, видеть свои ошибки и исправлять их. Заметив, что допущена какая-то неточность, он повторяет это действие снова, и нарушенный порядок восстанавливается. К примеру, если при завязывании банта разные половинки ткани не подходят друг к другу, или пуговица не пролезает в петлю, ребенок самостоятельно подбирает нужный вариант. Такая деятельность способствует развитию самоконтроля.

С какого возраста предлагать ребенку «Рамку с застежками»?

Наиболее восприимчивыми к подобным занятиям можно считать трехлетних детей – именно в этом возрасте активно формируется их взаимодействие с окружающим миром, проявляется стремление к независимости и самостоятельности. Большинство развивающих материалов Монтессори, в том числе и «Рамки с застежками», способствуют развитию самостоятельности ребенка.

Каким образом работа с материалами Монтессори способствует развитию внимания?

«Рамки с застежками» способствуют концентрации внимания. Выполняя всевозможные варианты застежек и завязок, ребенок понимает принцип взаимосвязи пуговиц и петель, кнопок, шнурков, молний; запоминает, что чему соответствует, осваивает детальную последовательность действий.

Почему ребенку важно приобретать конкретные навыки?

Различные пособия и материалы, придуманные Марией Монтессори, представляют собой специально подготовленную среду для ребенка, при помощи которой он постепенно осмысляет окружающий мир, осваивается в нем. Понимать природу вещей и ориентироваться в ней малышу легче всего посредством игры. Осваивая и упорядочивая конкретные элементы, ребенок получает важный опыт достижения цели.

Мария Монтессори - это итальянский педагог и врач, которая предложила использовать для воспитания детей множество сенсорных игр на развитие органов чувств. Дидактические занятия по ее методике проводились в специально организованных помещениях для детей дошкольного возраста. Группы набирались разновозрастные, чтобы старшие дети могли помогать малышам выполнять задания. Главная ставка делалась на самостоятельность ребенка в поиске правильного решения.

Дети должны были находить ответы и работать с материалом путем проб и ошибок, без подсказок взрослого. Руководство разрешено опосредованное, можно с малышами совместно обсудить проблему. Игры детям не навязывались, а располагались в комнате на полках, а дети самостоятельно выбирали те, что им пришлись по душе.

Основной принцип методики Марии Монтессори сводился к полной свободе ребенка и автодидактизме, то есть малыш сам себя учил, развитие шло своим путем, без принуждения и навязывания своего мнения взрослыми и педагогами. Приобретение знаний было не приоритетным, главным считалось развитие моторики рук и пальцев, активность ребенка, умение концентрироваться и желание помогать товарищам.

Начиная с первой половины 20 века, у данной методики было как множество поклонников, так и противников, которые полностью отвергали теорию обучения итальянского педагога. Однако интересные и яркие игры прижились во всем мире и до сих пор радуют ребят, хотя во многих странах они используются под руководством взрослых.

В статье рассмотрим материал, который придумала Мария Монтессори, - рамки, вкладыши, дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание дошкольников. Поясним их развивающее значение для детей, как можно играть с такими игрушками. Расскажем, как можно самостоятельно сделать данный материал в домашних условиях.

Коробка с фигурами

Рассмотрим одну из популярных рамок Монтессори, сделанную в форме коробочки. В комплекте содержится несколько геометрических фигур разного цвета, а в крышке ящичка для их хранения есть отверстия, соответствующие форме и размеру деталей. Ребенок должен правильно подобрать фигуру к отверстию, чтобы она свободно прошла и упала в емкость. Если малыш не понял задания и будет засовывать деталь не в то отверстие, то у него ничего не получится. По отзывам, методом проб и ошибок ребенок справится с заданием самостоятельно.

Такие рамки Монтессори выпускают в продажу с различными фигурами, причем не обязательно с коробкой. Это может быть плоская фанера, в которой лобзиком проделаны углубления. Такую игру можно вполне сделать самостоятельно из плотного картона, прорезав фигуры канцелярским ножом. Для яркости каждую деталь окрасьте в разные цвета. Во время работы ребенок не только запомнит название геометрических фигур, но и выучит цвета. Эту игру можно использовать в рисовании, ведь плотные детали являются отличными шаблонами.

Игра «Одень фигуры на стержни»

Геометрия в рамках Монтессори встречается довольно часто. Рассмотрим еще одну дидактическую игру, которую любят малыши. Комплект состоит из треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов 4 разных цветов. В данных деталях есть отверстия, причем в каждой фигуре разное количество. Ребенок должен правильно надеть фигуры на стержень, подсчитав стержни или количество отверстий.

Можно разнообразить игру, придумывая разные задания. Например, выложить сначала все желтые детали, потом красные, далее зеленые, и в конце - синие. По отзывам педагогов, часто дети используют материал игры для конструирования, выкладывая на столе разные картинки. В такой игре развиваются не только умственные способности малыша, но и творческие задатки.

Игра «Выставь по порядку»

Следующая рамка Монтессори также состоит из разных геометрических фигур, однако они выложены в порядке убывания величины. Все фигуры окрашены в один цвет, так как основное внимание ребенка должно уделяться распознаванию размера детали. Чтобы понять правильность выполнения задания, малыш должен разложить их перед собой и сравнивать попарно.

Для удобства в игре сделаны небольшие «ручки» на каждой детали, чтобы малыш спокойно вынимал и вставлял фигуру в отверстие. Также удобно такие формы использовать в качестве шаблонов во время рисования или аппликации.

Дополнительные задания

По мнению родителей, интересно придумывать задания, используя материал игры. Например:

  • выложите на столе в один ряд большой квадрат, маленький треугольник, средний по размеру круг и т.д.;
  • разложите фигуры по кучкам - сначала все большие, потом - меньшие по величине и т. д. до самых маленьких;
  • выполните задание: по центру положите самый маленький круг, справа - большой квадрат, слева - самый маленький треугольник, сверху - средний по величине кружок, а снизу - самый маленький квадрат и т. д.

Игра «Рамки-вкладыши» Монтессори

Следующий вид рамок в методике итальянского педагога состоит не просто из геометрических фигур. Каждая форма поделена на тонкие полоски и складывается из отдельных рамок, которые выкладываются в отверстия в порядке возрастания. Ребенку нужно не просто вставить фигуру в определенное отверстие, но сначала сложить ее на столе из нескольких элементов. Задание усложняется, поэтому такую игру можно давать детям, которые уже отлично справляются с предыдущими заданиями.

Как и в остальных играх, каждую деталь можно использовать в качестве шаблонов для рисования. Интересно с элементами из рамок-вкладышей Монтессори конструировать, собирая на поверхности стола картинки.

Игра-сюрприз

Очень нравится малышам, по отзывам родителей, развивающая игра с сюрпризом. В деревянной рамке сделаны выемки, состоящие из двух отделений. Сверху вставлены половинки куриных яиц разной величины, за которыми прячутся цыплята. Чтобы ребенку было легче определиться с птенцом, его контуры напечатаны на дне отверстия.

Это интересная игра, которая развивает глазомер, учит составлять целое из частей, сравнивать предметы по величине, развивается логическое мышление, память, внимательность.

Рамки с застежками Монтессори

Следующая игра кардинально отличается от всех описанных выше, так как сделана она из ткани и представляет собой две половинки, собранные на застежках.

Всего в наборе 12 рамок, каждая из которых имеет собственные застежки. Это «молния» и шнуровка, большие и маленькие кнопки и пуговицы, английские булавки и застежки на липучках, крючки и ремешки, завязки на бантиках и фастексы. Маленьким детям тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, часто одевание заканчивается слезами. Эта игра вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. Развивается мелкая моторика рук и пальцев, ловкость движений. Ребенку удобно выполнять работу, он хорошо видит ошибки и самостоятельно может их исправить.

Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, поэтому ребенок по ходу игры еще повторяет цвета и их оттенки. Малыш спокойно, без принуждения, запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.

Игры своими руками

Все дидактические игры и рамки Монтессори своими руками сделать несложно, достаточно выбрать материал и иметь элементарные инструменты для работы. Рамки можно сделать из фанеры, ДВП, дерева или плотного картона. Для работы с древесиной пригодится ручной или электрический лобзик, а вырезать отверстия из бумаги можно канцелярским ножом.

Рамки с различными застежками шьют из ткани на швейной машине или вручную. Необязательно делать все 12 рамок, достаточно выбрать самые распространенные в одежде детей застежки - пуговицы и липучки, «змейку» и кнопки. Для шнуровки можно приготовить форму стопы, вырезанную из ДВП или фанеры с отверстиями для веревки.

Зная принцип сенсорного воспитания в играх итальянского педагога, можно и дома с легкостью изготовить все пособия для развития умений своего ребенка.

О развитии малышей по методу Монтессори хотя бы однажды слышал каждый современный родитель. В любом крупном городе найдётся школа, обучающая детей в соответствии с её принципами и посредством специального материала. Посещение таких кружков стоит некоторых денег, а ведь большинству мам под силу реализовать все принципы методики у себя дома и сделать материалы Монтессори своими руками. Материалами известная итальянка называла специальные игрушки, которые сама и разрабатывала. В её понимании, это инструмент познания мира в простой, лёгкой, игровой форме. Сегодня их можно купить в детских магазинах, но они настолько просты в исполнении, что нет никакого смысла платить деньги.

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори - детский врач, практикующая в начале XX века в Италии. Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства - главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.

Готовим пространство для игр

Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.


Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства - обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости. Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.

Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.

Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.

Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.

Материалы Монтессори своими руками

Игрушки Монтессори изготавливаются из самых простых материалов:

  • лоскуты ткани;
  • пуговицы;
  • картон;
  • краски;
  • старые застёжки-молнии, карманы и т. д.

Каждая игрушка развивает определённый навык или сразу несколько.

Постарайтесь не перегружать материалы лишними аксессуарами. Это только будет мешать ребёнку сосредоточиться.

Все оригинальные игрушки Монтессори выполнены преимущественно из дерева и раскрашены в нейтральные цвета без каких бы то ни было узоров.

Материалы Монтессори по развитию речи

Для развития речи, кроме предложенных в этом разделе материалов, Монтессори предлагала использовать и любые игры на развитие мелкой моторики.

Тактильные дощечки

Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.

  1. Сделайте картонные прямоугольники размером 10х5 (у ребёнка должна быть возможность щупать их всей поверхностью ладони).
  2. На каждый прямоугольник наклейте разные ткани (мягкие, грубые, рельефные), наждачную бумагу, вату, фольгу и т. д.

Хорошо играть, когда у малыша закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.

Буквы из проволоки

Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом. Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.

Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.

Рельефные буквы и цифры

Для развития речи и зачатков интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации малыш будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.

Материалы для развития мелкой моторики

В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.

Секретный мешочек

Эта игра надолго увлечёт ребёнка.

  1. Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
  2. Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.

У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.

Рамки-вкладыши

Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.

  1. Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
  2. Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
  3. Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.

Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами - вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.

Шнуровки

Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.

  1. Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
  2. Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 - пусть человечек творит.
  3. Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.

Рамка с застёжками


Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.

  1. Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
  2. Найдите старую рубаху, или брюки - любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
  3. Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.

Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.

Скользящие мягкие шарики

Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.

Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.

  1. Возьмите пустую бутылку из-под шампуня - это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
  2. Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
  3. Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.

Материалы для развития цветового восприятия

Учить с малышом цвета проще и веселее с помощью одной из таких игрушек.

Цветные ёжики

Возьмите несколько листов разноцветного картона и заранее закупите цветные прищепки. Можно не тратиться и просто покрасить деревянные. Только обратите внимание, чтобы они легко открывались, а закрывались не «намертво», во избежание случайных травм.

  1. Нарисуйте на картоне одинаковые фигурки ёжиков без иголок и вырежьте их. Дорисуйте малышам носики и глазки.
  2. Грустным лысым ежатам не хватает иголок. А это и будет задание для вашего ребёнка - прикрепить прищепки соответствующего цвета на спинки зверькам.

Это могут быть не только ёжики, но и павлины с пышными хвостами, и любые птицы, расправляющие крылья, и ёлочки, и другие деревья. С такими фигурками можно придумывать короткие сказки, истории и просто играть ими.

Тренажёр цвета

Эту игрушку сделать проще, чем предыдущую, и из материалов понадобится всего один лист картона.

  1. Вырежьте круг и разделите его карандашом на сегменты.
  2. Раскрасьте их в разные цвета и аккуратно подпишите.
  3. Деревянные прищепки покрасьте в такие же цвета и попросите ребёнка прикрепить их в нужное место круга.

Хорошо для этой цели подойдёт и пасхальная подставка под яйца. Разукрасьте её отделения и либо так же играйте с прищепками, либо складывайте в соответствующие отделения цветные пуговицы.

Материалы Монтессори по математике

Пока малышу не исполнится 3-4 года, его математические способности следует развивать с помощью понятий «больше-меньше» и геометрических фигур.

Пирамидка из подушек (мягкая пирамидка)

Пирамидку любой сложности можно купить в каждом детском магазине. Но сделанная с использованием разных наполнителей и тканей, она будет развивать не только ощущения размера и цвета, но и мелкую моторику, и тактильное распознавание материалов.

Чтобы сделать такую пирамидку, возьмите несколько лоскутов ненужной ткани.

  1. Вырежьте по паре квадратов одного цвета. Из них вы сошьёте подушечки. Они должны будут отличаться по размеру на сантиметр или два. Для самых маленьких достаточно 4 подушечки со сторонами 3, 5, 7 и 9 см.
  2. Сострочите вместе квадраты, оставив одну сторону свободной, чтобы вложить наполнитель.
  3. В центр каждой подушечки пришейте липучку. Сверху шершавой стороной наружу, снизу - мягкой.
  4. Наполните получившиеся кармашки гречкой, синтепоном, рисом, горохом, зёрнами кофе. Чтобы пирамида не рушилась, самый тяжёлый материал засыпьте в нижнюю подушечку.
  5. Зашейте свободную сторону.

Иногда такие пирамидки делают с подсказкой. Тогда верхний квадрат одной подушечки соответствует по цвету нижнему квадрату следующей. Интересно использовать в качестве наполнителя и по-разному пахнущие материалы (кофе, травы, вложенный в крупы кусочек мыла).

Крышки

Во время игры лучше находиться рядом, чтобы ребёнок не поранился. Поставьте перед ним несколько банок и бутылок и отдельно предложите в коробке крышки от них. На кухне можно модифицировать игру, отдав любимому чаду на растерзание кастрюли и сковородки.

Отличная замена стеклянным банкам - набор пластиковых судочков. Кроме подбора соответствующих крышек, их можно складывать друг в друга, развивая понятие «больше-меньше».

Геометрическая рамка

Для знакомства с фигурами, развития точности мелких движений пальцами, аккуратности и внимательности можно сделать геометрическую рамку.

  1. Для этого возьмите большой лист толстого картона и нарисуйте на нём в три ряда геометрические фигуры.
  2. Канцелярским ножом вырежьте их и разукрасьте тремя цветами так, чтобы в одном ряду не было одинаковых.
  3. Для удобства извлечения фигурок, приклейте на них кусочек пенопласта, ластика или пришейте пуговицу.

Геометрическая доска

Такая доска Монтессори поможет ребёнку развить понятия цвета и формы, а также даст возможность проявить фантазию и комбинаторские способности.

  1. Возьмите дощечку или пенопласт и воткните в него на равном расстоянии канцелярские кнопки, сформировав квадраты разных цветов.
  2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы натягивать между кнопками канцелярские резинки, создавая геометрические фигуры.

Материалы для развития тактильной памяти

Тактильная память - первый из видов памяти, который формируется в самом раннем младенчестве. У ребёнка с развитой тактильной памятью лучше воображение и координация, он быстрее начинает говорить и лучше учится в школе.

Сундучок с тканями

В дело можно пустить старые вещи и запасные кусочки ткани, которые обычно прилагаются к фирменной одежде. Постарайтесь подобрать разные по фактуре, плотности и цвету материалы. Сложите их в одну коробку (можно взять из-под обуви, конфет, жестянки из-под чая) и давайте малышу ощупывать поочереди.

Самые маленькие могут просто изучать таким образом фактуры. Более старших детей попросите складывать лоскуты по цвету, по размеру, по форме.

Сенсорные коврики

Отличная игра даже для самых маленьких. Развивает фантазию, логику, в более позднем возрасте формирует связную речь.

Найдите различные лоскуты ткани, пуговицы, рельефные резинки, кружева, элементы вышивки. Вы можете просто художественно пришить их на большой отрез ткани или оформить как картинку-историю. Если вы планируете стелить коврик на пол, неплохо бы сделать для него мягкую синтепоновую основу.

Змейка

Ваше чадо выросло из очередных колгот? Не спешите их выбрасывать. Подготовьте разные наполнители: кофейные зёрна, горох, рис, гречку.

  1. Отрежьте «ногу» у колгот и насыпьте внутрь неё жменю одного из наполнителей.
  2. Цветным мулине или резинкой перевяжите колготы так, чтобы получился тугой шарик. Можно и просто сделать узел из самих колгот.
  3. Засыпьте следующий наполнитель и снова перевяжите колготы.
  4. Повторяйте, пока не получится змейка из шариков. На «голове» нарисуйте глазки, на «хвостик» прикрепите помпон, кисточку или колокольчик.

Чем младше ребёнок, тем короче делайте змейку. Такая игрушка хорошо развивает тактильное восприятие.

В старшем возрасте можно использовать другие материалы, направленные на развитие математических способностей, богатой устной речи и так далее. Методика позволяет обучать ребёнка легко, не вызывая у него отвращения к процессу. Главное, давать малышу самостоятельность, не навязывать свои желания.

Создавая пособия самостоятельно, я прежде всего преследую цель экономии пространства. В обычной квартире никак не получится создать классическую Монтессори среду. Да, и отдельные пособия порой занимают столько места, что разместить несколько штук в ограниченном пространстве - задача не из легких. Так и с рамками. Их предполагается около 8ми штук с разными застежками. В классических Монтессори материалах каждая рамка по отдельности плюс еще специальная полочка для размещения этих рамок. Мои 8 застежек занимают место 4х книжек на полке. Немаловажное значение имеет и цена. Монтессори материалы вообще довольно дорогие. Далеко не все могут позволить себе закупить все, что важно для ребенка. Рамки с застежками делать несложно, хотя повозиться придется. Уверенно могу сказать, что в данном случае цель оправдывает средства (при чем не денежные).

Рамки с застежками - это пособие для детей в возрасте от 2х до 5ти лет (в зависимости от рамки). Работая с пособием, ребенок учится расстегивать и застегивать застежки (пуговицы, молнии, крючки и т. д.). Кроме того, работа с рамками способствует координации движений, развитию самостоятельности, концентрации внимания, тренировки пальцев рук, подготовки руки к письму, освоению последовательности действий.

За основу рамки я предполагала взять фоторамки. Но, совершенно неожиданно, не очень далеко от дома открылся художественный магазин. И там я обнаружила штуки под названием подрамники. То, что надо! Это просто деревянная рамка, без каких-либо дополнений, стоимостью около 60 рублей. Поскольку не всем повезло как мне, все же напишу про фоторамки. В идеале найти без стекла (они просто дешевле). Но, это редкость. Скорее всего придется покупать обычные и стекло выбрасывать или оставлять для других нужд. Рамка должна быть деревянная и ровная, толщиной не менее 1 см., желательно. Так же нужны мебельные гвозди, самые короткие (не то 8, не то 9мм). Короче их не выпускают. Именно поэтому нужна рамка в 1 см. толщиной, чтобы гвоздь не пробил ее насквозь. Если с толстенькой рамкой возникнут проблемы, отчаиваться не следует. Гвоздики довольно мягкие и тонкие. Если пройдет насквозь рамки, острый конец можно "обкусить" кусачками (у вашего мужа наверняка найдутся). Мебельные гвозди продаются в строительных магазинах. Фоторамки, скорее всего, не потребуют доработки. Мои же подрамники пришлось покрасить.

Дальше нужна одноцветная и довольно плотная ткань, иголки с нитками и сами застежки. Остальное - дело техники. Объединяем все это. Режем и загибаем ткань по размеру рамки, пришиваем застежки, приделываем к рамке гвоздиками. С некоторыми застежками удобнее сначала закрепить ткань, а потом пришивать застежки. Ткань сильно не натягивать, она должна немного провисать в центре рамки, чтобы застежка легко застегивалась. В данном случае следуйте правилу: "Семь раз отмерь, один отрежь". Не сажайте сразу на все гвозди ткань. Сначала слегка закрепите по углам и попробуйте поработать с застежкой. Если требуется сместите ткань, подправьте застежки и т. п. Когда результат вас устроит, уже крепите "намертво". Кстати, даже полностью готовую рамку можно переделать. Правда часть гвоздей при этом "умрет", они не очень то выдерживают многократное использование.

У меня рамки получились двухсторонними. Т. е. на одну рамку 2 застежки с двух сторон. Варианты застежек могут быть разными. Самые простые для младших деток - это липучки и кнопки. Дальше - крючки большие и маленькие, молния, пуговицы большие и маленькие, ленты (завязывать банты), шнуровки. Для старших деток можно сделать застежки ремни и даже булавки. Чтобы повысить интерес ребенка к застежкам, внутрь двухсторонней рамки можно положить плоский сюрприз (картинку, фотографию, пазл, книжку и т. п., что придумается).

Успешных занятий!

Ценностью методики Монтессори является то, что, во-первых, занятия нацелены на самую младшую аудиторию, когда все психические процессы ребенка подвижны и восприимчивы. Во-вторых, используются недорогие доступные подручные материалы. И, в-третьих, упражнения рассчитаны на удовлетворение детского интереса и внимания.

По мнению Монтессори разум ребенка значительно отличается от мышления взрослых. Если взрослые люди приобретают знания с помощью разума, то с раннего детства ребенок обладает абсорбирующим разумом, то есть получает знания посредством естественной психической функции организма. Он просто живет, учась говорить на языке тех людей, у которых воспитывается, а его разум совершает химические процессы. Его сознание формируют впечатления, отпечатываясь в нем. По Монтессори, задача взрослых не столько в обучении, сколько в помощи разуму ребенка в своем развитии, так как в раннем возрасте он имеет значительную созидательную способность, которую надо поддерживать и укреплять.

Занятия по методу Монтессори касаются сенсорных навыков, дидактической работы мозга, развития органов чувств, взаимоотношений в группе и многого другого; но главным в них всегда остается заинтересованность ребенка и его самостоятельный выбор своего занятия.

Важную нишу в занятиях занимают упражнения для развития мелкой моторики: с застежками, бантами, липучками, кнопками, пуговицами и так далее. Эти навыки обязательно будут задействованы в практической реальной жизни. Дидактические игры с этим материалом влияют на развитие координации и мелкой моторики, а также на способность концентрации ребенка. Как только малыш научится застегивать, завязывать, он сразу чувствует себя повзрослевшим, потому что умеет одеваться и обуваться самостоятельно.

Преимущество метода известного врача-педагога Монтессори - в простоте самостоятельного изготовления подручного материала. Это могут быть планшеты, коробки или рамки, где и размещаются всевозможные застежки, завязки, маленькие и большие пуговицы с петлями и т.д. Особое значение придается завязкам и шнуровкам.

Трех-четырех летним детям будет интересно учиться завязывать нескользкие шнуры и банты. Важно, чтобы с двух противоположных сторон ленточки или шнуры были разных цветов. Занятие по обучению проводится по принципу – от простого к сложному. Ребенок повторяет движения пальцев за учителем. Не нужно расстраиваться и мешать малышу, если сначала не будет получаться. По методу Монтессори застежки должны научить ребенка самостоятельно преодолевать свою неловкость.

Многолетние опыты школы Монтессори привели к убеждению, что все, без исключения, дети до трех лет обладают даром «абсорбировать» культуру без дополнительного обучения и усилий. Поэтому надо дать детям возможность спонтанно, с легкостью, впитать и освоить многие другие навыки в обучении чтению и письму, математике и географии, зоологии и ботанике. Обучение достигается ребенком в собственном опыте и в определенной среде.

Рамки с застежками Монтессори устроила так, чтобы малышу было легко и удобно с ними работать. С их помощью дети осваивают разные навыки, которые необходимы при одевании. Освоение происходит не на себе (так как это для них тяжело), а на внешних конструкциях. Вместо рамки можно использовать пяльца. Главное, чтобы ткань с застежками была натянута с провисанием и лежала на поверхности стола.

По методике Монтессори занятия по развитию мелкой моторики включают так же рамки с кнопками и молниями. Эти упражнения помогут детям скорее приобрести независимость и самостоятельность. Работа с молниями может проводиться и с помощью любой одежды, лучше тяжелой и толстой. Она легче держит форму и без рамок. Нужно давать ребенку разную одежду и предметы с разнообразными молниями.

При выполнении простых и последовательных действий в завязывании бантов у детей развивается концентрация и устойчивость внимания, а также воспитывается наблюдательность и бережное отношение к одежде. Добавление дополнительных ленточек дает возможность для обучения плетению косичек.

При выполнении этого задания у малыша развивается зрительно-моторная координация, совершенствуются его движения, он учится запоминать последовательные действия, развивая наблюдательность. Девочки впоследствии научаются ухаживать за своим волосом, заплетать косички. На занятии с ленточным материалом участвуют дети трех лет. Все банты на рамке завязаны. Учитель развязывает их, растягивая за концы, по очереди снизу вверх. Затем просит ребенка повторить действие развязывания.

Завязать бант намного сложнее. Учитель показывает методику завязывания по шагам, образуя из двух концов петли и продевая их в нее по очереди, затягивая в конечном итоге «ушки» посередине ленточек. Работа производится только пальцами. Ребенок может попробовать завязать бант полностью или по частям. Для развития навыка в практической жизни детям дают возможность завязать бант на своей одежде или у другого ребенка.

Это способствует приобретению самостоятельности малыша. Целью своей жизни Мария Монтессори видела свободу, независимость и самостоятельность мысли подрастающего поколения, умеющего принимать собственные решения и отвечать за них, доводя дело до конца.

Если сравнить способности взрослых и детей, то можно увидеть удивительную вещь: то, что достигают дети до трех лет, взрослые могут добиться только к шестидесяти! Уже к трем годам в детях закладывается основа человеческой личности, и тогда они уже нуждаются в специальном обучающем воспитании. Трехлетний ребенок уже достигает успехов сформировавшейся личности.

Не зря Монтессори уделяла такое большое внимание развитию навыков самообслуживания у детей. Она считала, что ребенок, который умеет зашнуровать ботинки, застегнуть и расстегнуть курточку и пришить пуговицу к одежде, приобретает драгоценный опыт ответственности и самостоятельности. Все эти навыки понадобятся и для освоения навыков письменной речи.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки