Восемь видов любви. Философия любви. Какие существуют виды любви? Филия: дружба, платоническая, братская любовь

Главная / Воспитание и развитие

Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

Заключение.

Введение.

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии эротической любви каждой из эпох.

Глава 1.

Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

«Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,» 1 - говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти...Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская...Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

    любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и

    более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

    любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)

    любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

    любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

    романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;

    родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;

    братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;

    харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;

    «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

    влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

    «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с «влюбленностью», безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию более подробно.

К «первому кругу» можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова,» 2 - и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.» 3

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.» 4

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.» 5 Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других. Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как «действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и спасение индивидуальности»

Второй «круг любви» - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий «круг любви» - любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно.

К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к богу. Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни. Яркое описание «святому чувству» дает М.Шелер: «люди, переполненные ею, выносят любую боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством, ибо в счастье и блеске этого чувства все радости жизни бледнеют и теряют свое значение,» 6 -таковы представления философа об идеале любви.

По Фрейду же религиозная любовь - это перенесение полового влечения в духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается в мир религиозных фантазий, чтобы там найти заменяющее удовольствие. В следствии чего называет религию то «сублимированным продуктом сексуальных влечений», то «коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных природных влечений.» 7

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность.

К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С точки зрения П.Т. де Шардена, «всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить.» 8 Космическое чувство единства со Вселенной проявляется перед лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению многих философов, - это стремление к единению, свойственное как живой, так и неживой природе.

На рубеже средних веков и Нового времени идею космической любви развивал Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех людей - в единое братство. Несколько позднее о любви, как о всепроникающем космическом чувстве, говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление мировых сил, начатое ньютоновской механикой.

Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости - одно из центральных в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости - ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: «Поистине никто не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может быть справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и редчайшие добродетели, как в море, принимающем и поглощающем в своей неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.» 9

Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство, где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине, любовь к добру и к истине. Тем не менее, в любви к справедливости есть независимое содержание, которое не позволяет свести все значение к ее составляющим.

Седьмой «круг любви» - это любовь к творчеству, к славе, к своей деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную социальную предпосылку: неуверенность в будущем, желание обезопасить себя перед испытаниями судьбы. «Деньги и власть, - пишет Гессе, - изобретены недоверием. Кто не доверяет жизненной силе в себе самом, у кого нет этой силы, тот восполняет ее таким знаменателем, как деньги.» 10 Но далеко не каждый человек найдет в себе сил положиться только на свой талант, о котором говорит Гессе. И желание минимальной стабильности в жизни вполне понятно и объяснимо.

Восьмой «круг» - это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к путешествиям.

И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является «кругом любви» - это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или богу, но они напоминают отдаленные модусы любви.

В этой схеме, где наиболее полно представлена вся гамма разнообразных форм любви, просматривается четкая закономерность: чем дальше мы продвигаемся от центра, тем ниже интенсивность любви и больше роль социальных влияний. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и коллекционированию - это всего лишь один аспект существования человека.

Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви, остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка этого чувства от античности через средневековье, и как философские концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом времени.

Всего известно 8 видов любви: Сторге, Филиа, Маниа, Эрос, Аналита, Агапэ, Прагма, Викториа

СТОРГЭ - соответствует аспекту Этика отношений (БЭ). Это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением. Зародилась Сторгэ в античности, получила развитие в эпоху Ренессанса и в наше время не утратила своей актуальности.

АГАПЭ - соответствует аспекту Интуиция времени (БИ). Это любовь жертвенная и идеалистичная. В ее основе лежит терпимость. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Несмотря на ее сложный и противоречивый характер, она более других форм любви располагает к смирению. Иногда человеку, имеющему такую форму любви, приходится принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное влечение всегда преобладает над физическим. Широкое распространение этот вид любви-смирения получил с возникновением христианства, но она актуальна и в наше время.

МАНИА - соответствует аспекту Этика эмоций (ЧЭ). Это длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

ФИЛИА - соответствует аспекту Интуиция возможностей (ЧИ). Это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов - своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее. Эта форма любви получила развитие в эпоху Ренессанса, но была воспета еще Платоном и с тех пор называется платонической. В наше время она становится все более актуальной для обществ, пресытившихся сексуальной вседозволенностью.

АНАЛИТА - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок. Наиболее ярко проявилась в 19-м веке и хорошо отражена в философии Фрейда, Ницше, Шопенгауэра и др. У многих, не встретивших своего идеального партнера, такая форма любви превращается в полное ее отрицание. В наше время прогрессирующего равноправия полов (биархата) постепенно утрачивает свою актуальность и проявляется менее ярко, хотя все еще актуальна. Поскольку в литературе она не имела определенного названия, автором было предложено свое.

ЭРОС - соответствует аспекту Сенсорика ощущений (БС). Это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

ПРАГМА - соответствует аспект Деловая логика (ЧЛ). Это трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливый баланс между "давать" и "получать". Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. Описана Спинозой. Наиболее популярна была в 18-м веке, хотя существовала во все исторические эпохи. Не утратила своей популярности и в наше время. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.

ВИКТОРИА - соответствует аспект Волевая сенсорика (ЧС). Это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес.

Каждому социотипу (ТИМу личности) соответствует пара видов любви - сочетание

Филиа и Аналита ИЛЭ (Новатор, Дон Кихот)

Эрос и Маниа СЭИ (Посредник, Дюма)

Аналита и Филиа ЛИИ (Аналитик, Робеспьер)

Маниа и Эрос ЭСЭ (Коммуникатор, Гюго)

Маниа и Агапэ ЭИЭ (Наставник, Гамлет)

Аналита и Викториа ЛСИ (Инспектор, Максим)

Агапэ и Маниа ИЭИ (Лирик, Есенин)

Викториа и Аналита СЛЭ (Лидер, Жуков)

Викториа и Сторгэ СЭЭ (Политик, Наполеон)

Агапэ и Прагма ИЛИ (Критик, Бальзак)

Прагма и Агапэ ЛИЭ (Экспериментатор, Джек)

Сторгэ и Викториа ЭСИ (Хранитель, Драйзер)

Прагма и Эрос ЛСЭ (Управляющий, Штирлиц)

Сторгэ и Филиа ЭИИ (Гуманист, Достоевский)

Филиа и Сторгэ ИЭЭ (Вдохновитель, Гексли)

Эрос и Прагма СЛИ (Мастер, Габен)

Если вы сумеете соотнести свое понимание ВАШЕГО ЧУВСТВА любви с каждым из 8 описанных выше видов любви и выбрать из них два, наиболее сооветствующих вашему характеру, (проявлениям ваших чувств и эмоций), то полученное вами сочетание из 2-х видов будет соответствовать только одной из 4-х квадр. Таким образом вы:

1. определяете 2 основных признака своего ТИМа

2. сразу попадаете в "свою" квадру.

Например. У вас получилось сочетание 2х видов: Маниа (ЧЭ) и Агапэ (БИ). Это значит

1. основные признаки вашего ТИМа - это этика - ЧЭ и интуиция - БИ.

2. Такое сочетание присутствует только в квадре Бэта,

3. В квадре Бета 2 таких социотипа - это ЭИЭ (Гамлет) и ИЭИ (Есенин). Они оба - этики-интуиты.

Если вы выбрали Прагму (ЧЛ) и Эрос (БС), то получите 2 социотипа из квадры Дельта: ЛСЭ (Штирлиц) и СЛИ (Габен).
Определиться среди двух этиков-интуитов или двух логиков-сенсориков из одной квадры гораздо проще, не правда ли?

Сочетание Филиа и Сторге приводит в квадру Дельта: это ЭИИ и ИЭЭ.
Сочетание Виктория и Аналита - в Гамму: СЭЭ и ЭСИ. И так далее.

Соотнесите полученные варианты ТИМов с тем, который у вас получался прежде.
Похоже или нет? У вас есть возможность исправить ошибку в случае попадания ранее не в свою квадру - скорректируйте полученный ранее ТИМ, ориентируясь на свою КВАДРУ и ее ценности.

Пройдите ТЕСТ.

Уточните, проверив, ВАШИ ли СВЕРХЦЕННОСТИ указаны напротив найденного вами ТИМа в ТЕСТе.

Если у вас останутся сомнения или возникнут вопросы, вы можете обратиться к автору сайта по телефону 8-905-265-34-45 Ирина Николаевна

Группа ВК "Природа талантов"

Сообщество Fasebook "Школа соционики "Природа талантов"

Приходите - у нас интересно, познавательно и главное - эффективно!

Если вы знаете социотип (ТИМ) вашего партнера, то можете определить, насколько совместимы ваши отношения

Наиболее совместимые сочетания видов отношений:

1. Сторгэ и Прагма.

2. Маниа и Аналита.

3. Агапэ и Викториа.

4. Филиа и Эрос.

Например, очень прочный союз у людей, имеющих формы любви Сторгэ и Прагма, так как в этих чувствах очень ценится спокойная гармоничная жизнь, укрепляющая отношения.

Маниа может на многое подвигнуть ее носителя, который хочет соответствовать особенно высоким требованиям личности с Аналитой. Тот, в свою очередь, уравновешивает своей трезвой рассудочностью импульсивность в чувствах владельца Мании.

С властной собственнической Викториа поладить может только жертвенное чувство - Агапэ, способное подчиняться чужой воле.

Что же касается любви Эрос, то только богатые возможности и фантазия интеллектуальной Филиа могут надолго сохранить интерес пылкого и требовательного партнера. Это великолепный союз ума, души и тела.

К несовместимым видам отношений относятся:

1. Сторгэ и Аналита.

Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

2. Маниа и Прагма.

Культ эмоций не совместим с практическим расчетом. Маниа кажется Прагме беспокойной и навязчивой, а Прагма Мании - циничной и скучной.

3. Агапэ и Эрос.

Меланхоличная Агапэ не вызывает восторга у Эрос. А Эрос ранит Агапэ своими высокими требованиями. Кроме того, владелец Эроса не нуждается в жалости и смирении, а лишь в равном партнере, вызывающем чувственный восторг.

4. Филиа и Викториа.

Это извечный конфликт между духовным и телесным, между стремлением к равенству и подчинением, между практическим интересом и его игнорированием. Они не привлекают друг друга.

Сочетания видов отношений со средней совместимостью

(которые при определенной подстройке могут уживаться):

1. Сторгэ и Викториа.

Тактичная Сторгэ идет на компромиссы ради сохранения гармонии и прочности отношений. Она терпелива и смягчает со временем Викториа. Ее способность к гибкости приближает ее порой к Агапэ, необходимой Викториа.

2. Маниа и Эрос.

Культ любви объединяет их и делает поначалу эмоции яркими. Со временем наступает усталость от избытка чувств, но Маниа крепко удерживает Эрос. Их связь обычно оказывается бурной, но интересной для обоих. Правда, точный исход здесь не всегда предсказуем.

3. Агапэ и Прагма.

Идеалистическая жертвенность и трезвый расчет, несмотря на некоторые трения, сходятся на обоюдном стремлении к постоянству.

4. Филиа и Аналита.

Это высокоинтеллектуальный союз, в котором оба стремятся к совершенству. Правда, Филиа не хватает чувственности, а Аналите эмоциональности во взаимоотношениях, но они находят общие интересы, которые их сближают. Расстаться могут только из-за идейных разногласий или интимной неудовлетворенности.

Партнеры при средней степени совместимости не всегда могут приспособиться друг к другу, но, если все же это происходит, они уживаются.

Существует и такая комбинация видов любви при средней степени совместимости, когда партнеры взаимно погашают чувства друг друга. В таких случаях сближения либо не происходит, либо люди довольно скоро утрачивают взаимный интерес и расстаются.

Правда, в некоторых случаях такие пары приспосабливаются друг к другу под давлением внешних факторов: дети, имущественные проблемы и т.п. Но они сильно раздражают друг друга, а это трудно выносить при отсутствии любви.

Погашающие пары:

1. Сторгэ и Маниа.

Нежность и страсть при обоюдной направленности на культ любви вначале делают партнеров очень притягательными друг для друга. Но скоро выясняется, что любовь они понимают по-разному и это разочаровывает обоих.

2. Агапэ и Филиа.

Жертвенность и равенство в любви взаимно исключают друг друга. Проблемы с проявлением эмоций и сексуальной инициативой могут погасить обоих. Их интересы духовны, но различны. Им бывает скучно друг с другом, хотя поверхностные дружеские отношения могут сохраняться долго.

3. Аналита и Прагма.

Из-за трезвого подхода к любви они сначала могут заинтересоваться друг другом, сойтись на взаимном уважении, но им довольно холодно друг с другом. Эмоциональная сторона любви не выражена. И к тому же Прагма не стремится стать такой, какой ее хочет видеть Аналита. Вследствие этого наступает взаимное разочарование.

4. Эрос и Викториа.

Начало может быть бурным. Но Эрос, стремящийся к гармонии в чувствах, не приемлет подавления личности, разочаровывается в Викториа, а та, в свою очередь, не старается удержать его. Они оба очень независимы и расстаются легко.

Проблема человеческих отношений сложна и многогранна. Разумеется, подходы, основывающиеся на понимании отношений на эмоциональном и сексуальном уровнях, не решают полностью всю проблему отношений, но они приоткрывают занавес для понимания этой стороны отношений. Для более полного понимания проблемы сугубо личных отношений, мы предлагаем сделать еще один шаг в область сокровенного.

Возрасты любви в нашей жизни

Формы отношений, соответствующие разным возрастным периодам

Поскольку все есть во всем и большее повторяется в меньшем (<эффект матрешки>), так и формы отношений тоже претерпевают определенную эволюцию на протяжении целых исторических эпох, в чем вы уже убедились, читая эту статью. Поэтому и в жизни человека также можно выделить периоды, характерные для той или иной формы проявления чувств и отношений. Они не заменяют формы отношений, типичные для каждого акцента характера, но оказывают на них определенное влияние. Давайте посмотрим, как это происходит в различные возрастные периоды:

1. Детство. Преобладает физический уровень развития. Усиливаются интровертные ощущения, отражающие собственнические чувства к родителям и близким. Эгоизм маленьких детей воспринимается естественно. Их властное <Я так хочу> - закон для окружающих. Тяжело переносится ребенком равнодушие близких к его потребностям, потеря родителей, физические наказания, подавление его воли. Это свидетельствует об усилении оттенка требовательной и собственнической любви - Викториа.

2. Подростковый период. Наступление физической зрелости. На первый план выступают экстравертные ощущения, вызванные удовольствиями, получаемыми от окружающего мира и других людей. Первые ласки, эротические удовольствия, восторг перед красотой в любом ее проявлении. Много проблем связано с половым созреванием и возможностями его удовлетворения, а также с первым сексуальным опытом. Все это усиливает общую для всех в этом возрасте форму любви - Эрос, связанную со сферой ощущений.

3. Юность. Радость человеческого общения, идеализм и восторженность, свежесть мировосприятия, много эмоций. Любовь и еще раз любовь. В этом возрастном периоде много эмоциональных проблем, связанных с крушением иллюзий, безответной влюбленностью, уязвленным самолюбием. Преобладает этический уровень развития личности, связанная с ним сфера эмоций и вид эмоционального поведения - Маниа.

4. Молодость. Приобретение прочных дружеских и деловых связей, создание семьи, рождение детей. Возрастает роль семейного счастья, нежной и преданной любви. Больше всего в этом возрасте страдают те, у кого <не складывается> личная жизнь. Формы отношений преобладают над формой эмоций. Доминирует форма отношений - Сторгэ.

5. Начало зрелости. Возрастает роль профессионализма и способности обеспечить материальную сторону жизни. Острую неудовлетворенность в этом возрасте испытывают те, кто не смог достичь этого на данном этапе жизни. Актуализируется деловая активность и вместе с нею тип эмоционального поведения - Прагма.

6. Зрелость. После сорока лет людям хочется стабильной и упорядоченной жизни. На смену этическим и деловым проблемам приходят проблемы положения в обществе и в семье. Мучителен этот период для тех, кто <не состоялся> или не получил признания и надежного статуса. У них назревает переоценка ценностей - то есть, кризис середины жизни. Связанный с этим аналитическим периодом жизни тип отношений - Аналита накладывают отпечаток на поведение людей в этот период жизни.

7. Начало старости. Умудренность жизненным опытом открывает интуитивный период жизни человека, когда по легким намекам устанавливается скрытая суть происходящего. Багаж знаний и пережитых чувств облегчает поиск альтернативных возможностей в решении проблем. Это период между тем, когда <молодость знает> и <старость может>. Решается множество возрастающих с годами семейных проблем и проблем, связанных со здоровьем. Тяжелее всего приходится тем, кто в этом возрасте не в состоянии их разрешить. И еще тем, у кого нет духовно близких друзей и спутника жизни. Доминирует в этом возрасте форма отношений, основанная на духовной близости и общности интересов - Филиа.

8. Старость. Самый сентиментальный и мудрый период жизни, когда преобладает покорность судьбе, и <не волнует кто кого - он или я>. Приносит радость постижение красоты и гармонии окружающего мира. Появляется чувство возвышенной отрешенности и всепрощения. Идеализируется прошлое, волнует загадочное будущее. Приносит утешение религия. Суетность и обидчивость - враги душевной гармонии. Усиливается духовная и в определенном смысле - философичная форма отношений - Агапэ.

Идеально гармоничной можно было бы считать такую жизнь, в которой на каждом возрастном этапе успешно бы решались соответствующие эмоциональные проблемы, связанные с возрастными формами отношений. Поскольку это вряд ли возможно, постарайтесь устранять в первую очередь те проблемы, которые связаны с актуализированными на данном этапе вашей жизни формами эмоций. Тогда вы чаще будете ощущать эмоциональный комфорт.

Литература:

1. А.Овчаров, В.Мегедь "Характеры и отношения", Армада-пресс, Москва, 2002 г.

2. В.Мегедь "Формы любви - древние и новые", ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 4, 1996 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ЛЮБВИ (ИЛИ ОТНОШЕНИЙ)

1. Сторгэ - это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением. Зародилась Сторгэ в античности, получила развитие в эпоху Ренессанса и в наше время не утратила своей актуальности.

2. Маниа - длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

3. Аналита - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок. Наиболее ярко проявилась в 19-м веке и хорошо отражена в философии Фрейда, Ницше, Шопенгауэра и др. У многих, не встретивших своего идеального партнера, такая форма любви превращается в полное ее отрицание. В наше время прогрессирующего равноправия полов (биархата) постепенно утрачивает свою актуальность и проявляется менее ярко, хотя все еще актуальна. Поскольку в литературе она не имела определенного названия, автором было предложено свое.

4. Прагма - трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливый баланс между "давать" и "получать". Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. Описана Спинозой. Наиболее популярна была в 18-м веке, хотя существовала во все исторические эпохи. Не утратила своей популярности и в наше время. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.

5. Агапэ - любовь жертвенная и идеалистичная. В ее основе лежит терпимость. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Несмотря на ее сложный и противоречивый характер, она более других форм любви располагает к смирению. Иногда человеку, имеющему такую форму любви, приходится принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное влечение всегда преобладает над физическим. Широкое распространение этот вид любви-смирения получил с возникновением христианства, но она актуальна и в наше время.

6. Филиа - это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов - своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее. Эта форма любви получила развитие в эпоху Ренессанса, но была воспета еще Платоном и с тех пор называется платонической. В наше время она становится все более актуальной для обществ, пресытившихся сексуальной вседозволенностью.

7. Эрос - это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

8. Викториа - это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес.

У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию. Зародилась эта форма отношений в Древней Греции. Наиболее популярна была в период рабовладельческого строя. В настоящее время в развитых и духовных обществах утрачивает свою популярность. В американской культуре, после сексуальной революции, получила популярность экстравертная форма этой любви, которая не утратила там актуальность и в настоящее время. В архаичной форме интровертная форма этой любви сохраняется в обществах, традиционно отводящих женщине второстепенную роль.

СОВМЕСТИМОСТЬ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ

У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ АКЦЕНТОВ ХАРАКТЕРА

Человеческая жизнь редко обходится без любви, но каждый любит по-своему. Нужно понять главное - человек не может любить так, как вам этого хочется. Он любит так, как ему это от природы свойственно. Ваше право принять его любовь такой, какая она есть, или отвергнуть, если такая форма проявления чувств вам не нравится. Если же вы хотите достичь гармонии в чувствах с человеком, которого любите, разберитесь, какой формы отношений каждый неосознанно ждет от другого и постарайтесь развить их в себе. Говорят, привычка - это вторая натура, поэтому желаемое со временем может стать реальным. Рассмотрим совместимость отношений на сугубо личном, эмоциональном уровне.

Наиболее совместимые сочетания:
Сторгэ и Прагма. Это союз акцентов характера: Миротворец и Профессионал.
Маниа и Аналита. Союз Романтика и Логика.
Агапэ и Викториа. Союз Прогнозиста с Победителем.
Филиа и Эрос. Союз Фантазера и Эпикурейца. Эти противоположные виды любви хорошо дополняют друг друга.

Например, очень прочный союз у людей, имеющих формы любви Сторгэ и Прагма, так как в этих чувствах очень ценится спокойная гармоничная жизнь, укрепляющая отношения. Маниа может на многое подвигнуть ее носителя, который хочет соответствовать особенно высоким требованиям личности с Аналитой. Тот, в свою очередь, уравновешивает своей трезвой рассудочностью импульсивность в чувствах владельца Мании.

С властной собственнической Викториа поладить может только жертвенное чувство - Агапэ, способное подчиняться чужой воле. Что же касается любви Эрос, то только богатые возможности и фантазия интеллектуальной Филиа могут надолго сохранить интерес пылкого и требовательного партнера. Это великолепный союз ума, души и тела.

К несовместимым видам отношений относятся:

1. Сторгэ и Аналита.

Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

2. Маниа и Прагма.

Культ эмоций не совместим с практическим расчетом. Маниа кажется Прагме беспокойной и навязчивой, а Прагма Мании - циничной и скучной.

3. Агапэ и Эрос.

Меланхоличная Агапэ не вызывает восторга у Эрос. А Эрос ранит Агапэ своими высокими требованиями. Кроме того, владелец Эроса не нуждается в жалости и смирении, а лишь в равном партнере, вызывающем чувственный восторг.

4. Филиа и Викториа.

Это извечный конфликт между духовным и телесным, между стремлением к равенству и подчинением, между практическим интересом и его игнорированием. Они не привлекают друг друга.

Сочетания видов отношений со средней совместимостью
(которые при определенной подстройке могут уживаться):

1. Сторгэ и Викториа.

Тактичная Сторгэ идет на компромиссы ради сохранения гармонии и прочности отношений. Она терпелива и смягчает со временем Викториа. Ее способность к гибкости приближает ее порой к Агапэ, необходимой Викториа.

2. Маниа и Эрос.

Культ любви объединяет их и делает поначалу эмоции яркими. Со временем наступает усталость от избытка чувств, но Маниа крепко удерживает Эрос. Их связь обычно оказывается бурной, но интересной для обоих. Правда, точный исход здесь не всегда предсказуем.

3. Агапэ и Прагма.

Идеалистическая жертвенность и трезвый расчет, несмотря на некоторые трения, сходятся на обоюдном стремлении к постоянству.

4. Филиа и Аналита.

Это высокоинтеллектуальный союз, в котором оба стремятся к совершенству. Правда, Филиа не хватает чувственности, а Аналите эмоциональности во взаимоотношениях, но они находят общие интересы, которые их сближают. Расстаться могут только из-за идейных разногласий или интимной неудовлетворенности.

Партнеры при средней степени совместимости не всегда могут приспособиться друг к другу, но, если все же это происходит, они уживаются.

Существует и такая комбинация видов любви при средней степени совместимости, когда партнеры взаимно погашают чувства друг друга. В таких случаях сближения либо не происходит, либо люди довольно скоро утрачивают взаимный интерес и расстаются.

Правда, в некоторых случаях такие пары приспосабливаются друг к другу под давлением внешних факторов: дети, имущественные проблемы и т.п. Но они сильно раздражают друг друга, а это трудно выносить при отсутствии любви.

Погашающие пары:

1. Сторгэ и Маниа.

Нежность и страсть при обоюдной направленности на культ любви вначале делают партнеров очень притягательными друг для друга. Но скоро выясняется, что любовь они понимают по-разному и это разочаровывает обоих.

2. Агапэ и Филиа.

Жертвенность и равенство в любви взаимно исключают друг друга. Проблемы с проявлением эмоций и сексуальной инициативой могут погасить обоих. Их интересы духовны, но различны. Им бывает скучно друг с другом, хотя поверхностные дружеские отношения могут сохраняться долго.

3. Аналита и Прагма.

Из-за трезвого подхода к любви они сначала могут заинтересоваться друг другом, сойтись на взаимном уважении, но им довольно холодно друг с другом. Эмоциональная сторона любви не выражена. И к тому же Прагма не стремится стать такой, какой ее хочет видеть Аналита. Вследствие этого наступает взаимное разочарование.

4. Эрос и Викториа.

Начало может быть бурным. Но Эрос, стремящийся к гармонии в чувствах, не приемлет подавления личности, разочаровывается в Викториа, а та, в свою очередь, не старается удержать его. Они оба очень независимы и расстаются легко.

Проблема человеческих отношений сложна и многогранна. Разумеется, подходы, основывающиеся на понимании отношений на эмоциональном и сексуальном уровнях, не решают полностью всю проблему отношений, но они приоткрывают занавес для понимания этой стороны отношений. Для более полного понимания проблемы сугубо личных отношений, мы предлагаем сделать еще один шаг в область сокровенного.

Перейти к "Формы любви-ч.1"

Восемь форм любви

Поскольку три ключевых элемента любовных отношений, о которых мы говорили выше (близость, страсть, привязанность), могут быть проявлены в разной степени, мы получаем восемь базовых форм любви, которые может переживать человек. Некоторые отношения являются платоническими по своей природе или же могут выглядеть как любовь, но не являться ею – по крайней мере, если брать за основу здоровое определение любви. В других случаях мы имеем дело уже с истинными любовными отношениями, в которых выравниваются две стороны треугольника или же полностью объединяются, уравновешиваются и здоровым образом гармонизируются все три его стороны. Ниже мы предлагаем описание этих восьми форм любви:

Рис. 29. Восемь форм любви

Отсутствие любви имеет место, когда между двумя людьми нет взаимной близости, страсти или привязанности. Тем не менее иногда люди какое-то время видят друг друга в школе, на работе, в компании или при других обстоятельствах, не ощущая какого-то особенного влечения, а потом вдруг начинают интересоваться друг другом в качестве потенциальных партнёров. В этом случае одна или несколько сторон треугольника любви могут начать развиваться, способствуя сближению людей. Поэтому «отсутствие любви» может со временем перерасти в другие формы любви, если люди регулярно вместе что-то делают – для развлечения или преследуя какую-то цель – и если их первое впечатление друг о друге было нейтральным или, по крайней мере, не отрицательным.

Дружба возникает между двумя людьми, близость которых основывается на интеллектуальном, связанном с увлечениями, или же духовном резонансе, который проявляется на уровне нижнего левого квадранта. Качество и глубина дружбы определяются совпадением соответствующих линий внутреннего развития (когнитивной, коммуникативной, духовной, мировоззренческой, ценностной, нравственной и т. д.), а также наличием общих интересов и хобби. Дружба зачастую является для женщин необходимой предпосылкой для вступления в сексуальные отношения, в то время как мужчины имеют склонность поддаваться своему физическому/сексуальному влечению, которое соответствует правым квадрантам, что может приводить (хотя и необязательно) к дружбе после секса.

Важнейшие факторы, которые позволяют завязать зрелую дружбу, основанную на близости, – это чувствительность, правдивость и честность, поскольку искренность является основной составляющей для развития доверия.

Страсть возникает тогда, когда страстное физическое влечение, вызванное реализацией мужской или женской первичной фантазии в правых квадрантах, – это единственный фактор, который заставляет личность интересоваться представителем противоположного пола, при этом его или её организм начинает выделять «любовные» гормоны, о которых мы говорили в главе 5. Мужчинам обыкновенно достаточно соблазнительного и сексуального женского образа (подходящий сексуальный объект) для того, чтобы почувствовать страсть и увлечься. Для большинства женщин условиями для возникновения страсти является сочетание силы, социального положения, богатства, остроумия, юмора и ума (поскольку женщины ищут «успешный» объект) вкупе с физической привлекательностью, добротой по отношению к ней и доминантно-агрессивным поведением по отношению к другим (защита).

В отличие от близости (левая сторона треугольника), которая требует взаимного резонанса между двумя людьми для возникновения дружбы, страсть может быть односторонней. Если страстные сексуальные желания одного человека не вызывают такого же накала страстей в желанном объекте, это может переживаться достаточно болезненно. В любом случае взаимная или неразделённая страсть может приводить к сексуальной одержимости, деструктивному поведению, эмоциональной опустошённости, социальной изоляции, депрессии и финансовому краху.

Чем более сексуален человек, тем более сильное чувство страсти испытывают люди, которые им увлекаются. К примеру, мужчины теряют голову от очень молодых, «фигуристых» или чем-то ещё привлекательных женщин (к примеру, бедный Гёте в возрасте 73 лет страдал по 18-летней Ульрике фон Леветцов), а женщины – от влиятельных мужчин (к примеру, Моника Левински и Билл Клинтон). Точно так же, как определённые люди склонны к алкоголизму или наркозависимости, некоторые часто страстно влюбляются, в то время как другие никогда не переживают этой формы любви.

Романтическая любовь развивается между партнёрами, которые испытывают близость и сексуальную страсть, но не чувствуют более глубокой преданности, связанной с взаимно дополняющими друг друга бессознательными содержаниями. Это именно та любовь, о которой мечтает большинство женщин и которая воспевается в бесчисленных фильмах, романах и любовных песнях. Такие женщины мечтают о заботливом, богатом, влиятельном и щедром партнёре, у которого будут сходные интересы, ценности и образ жизни, который будет ощущать к ним столь же сильное сексуальное притяжение (влечение), но не создаст проблем для их психологического исцеления, роста, а также пробуждения к более глубокой реализации. Иными словами, они хотят быть с кем-то, у кого нет «проблем», кто будет любить, лелеять и принимать их такими, какие они есть, со всеми их эмоциональными травмами, нарушениями и невежеством их Эго. Такая любовь называется романтической, поскольку она стремится избежать всех неприятных аспектов, трудностей и вызовов, которые неизбежно возникают в любых длительных отношениях, вместо того чтобы открыто принимать конфликты как возможность для исцеления, роста и пробуждения. Как только действие гормонов, вызвавших страсть у одного или обоих партнёров, заканчивается – что обычно занимает от 3 до 24 месяцев, – романтические любовные отношения либо сводятся до дружбы (если люди были достаточно близки и имели общие интересы), либо полностью разрушаются, когда бессознательные стороны личности всплывают из нижней части треугольника и никто из партнёров не хочет с ними разбираться или не знает, как это сделать (обыкновенно это требует соответствующей психотерапии и/или духовной практики).

Безумная любовь (также называемая манией) возникает, когда между двумя людьми зарождается страсть, связанная с сильным сексуальным влечением и зависимостью, возникающей на базе патологических, дополняющих друг друга бессознательных содержаний, но при этом между ними нет дружбы, укоренённой в общих ценностях, образе жизни, интересах и мировоззрении. Такая любовь по большей части возникает из-за повышения уровня тестостерона, дофамина и норэпинефрина, а также из-за понижения уровня серотонина, а потому может затронуть людей самых разных типов. Такие любовные отношения характеризуются навязчивой эмоциональной и сексуальной (со)зависимостью, которая почти не (или вообще) не обуздывается рациональными соображениями. Она называется «безумной любовью», поскольку одержимые любовники изначально «сходят с ума друг от друга», а любой незаинтересованный наблюдатель видит, что скоро последует драма, зачастую влекущая за собой физическое и эмоциональное насилие. Безумные любовные отношения тем не менее обладают положительным воздействием, поскольку они заставляют личностей, которые постоянно впутываются в них, в конечном итоге вырастать до более высоких уровней сознания через мучительную борьбу и опустошающие разрывы. Это может привести их к вступлению в более здоровые романтические и, наконец, интегральные любовные отношения.

Любовь-сотрудничество развивается, если между людьми в паре возникают близость и преданность, но они не испытывают (больше) сексуальной страсти. Этот тип любви зачастую встречается у пар конвенционального (янтарного/оранжевого) и более ранних уровней. Они могут быть вместе в связи с религиозными или культурными конвенциями и из-за давления общества (к примеру, запланированный брак), для совместного зачатия и воспитания детей в условиях семьи (конформистская стадия) или же осознавая преимущества брака для их социального статуса, карьеры и материального успеха (рациональная стадия). Любовь-сотрудничество может возникнуть из существующей дружбы, но она редко возникает из романтической или безумной любви. Пары, для которых характерна любовь-сотрудничество, могут вырасти до уровня интегрально информированных любовных отношений, если они обратятся к проблемам, которые мешают им вести насыщенную сексуальную жизнь, преодолеют физические проблемы с помощью упражнений, совместной йоги, здорового питания или медитации, а также избавятся от эмоциональных блоков с помощью книг по саморазвитию, посещения терапевта-сексолога, воркшопов по вопросам близости и тантрических практик.

Интегральная любовь возникает, когда между людьми в паре появляются здоровая близость, страсть , А ТАКЖЕ привязанность , которые объединяются гармоничным и уравновешенным образом. Партнёры, которые испытывают такую любовь, либо ощущают себя чрезвычайно счастливыми и везучими – зачастую не понимая по-настоящему, почему их отношения настолько удачны, – либо, достигнув более поздних/высоких стадий развития (сознание второго порядка, пятая стадия развития комплекса Анимы/Анимуса, трансцендентная сексуальность, а также духовность, выходящая за пределы уровня души), научились сознательно создавать интегрально информированные любовные отношения, будучи противоположными и равными.

Рис. 30. Каждый влюблённый в разной степени ощущает страсть, близость и привязанность

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики показателей и форм агрессии Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Специфика форм проявления управленческих конфликтов Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности. Дезорганизация – это такое состояние управленческого взаимодействия,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Механизм смены форм общения Описание генетических форм общения детей со взрослыми, последовательное появление которых составляет развитие коммуникативной деятельности, было бы неполным без указания на механизмы, обеспечивающие поступательный ход развития. Поэтому в

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Развитие форм взаимодействия с ребенком Выше мы говорили о том, как поднять активность ребенка, как помочь ему научиться находить опору в уюте, привычных обстоятельствах жизни и новых удовольствиях, переживать свои успехи и эмоциональную связь с близкими. Без этого он не

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Классификация форм бровей Брови в форме мечаЭто широкие, блестящие, длинные и аккуратные брови. Они особенно красивы на мужском лице. Обладатели бровей в форме меча отличаются смелостью, энергичностью, решительностью и дальновидностью, они прирожденные лидеры,

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

3. 3. Психология активных форм и методов обучения

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

В мире грамматических форм (отступление третье)Ему было трудно понять речь товарищей, смысл рассказа, содержание доклада. Еще труднее было разобраться в мысли, излагаемой в тексте.В этом ему мешало трудное узнавание слов, то, что значение слова исчезало из памяти, как

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В данном разделе я собираюсь увязать различные модели и методы обучения безопасности со специфическими навыками, о которых мы говорили выше. Как всегда, ваша цель - пользоваться для обучения любыми представившимися возможностями. Вы должны

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В этом разделе я постараюсь провести вас по всему процессу обучения, покажу, как выработать формы обучения «на заказ», специально для вашего ребенка. Это полезно сделать для каждого из ваших детей по отдельности, так что ответы на

Из книги Под тенью Сатурна автора Холлис Джеймс

ВОСЕМЬ МИФОВ О ЛЮБВИ, В КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЕТ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ ВЕРИТЬ У вас, вероятно, не ладятся отношения с мужчинами, потому что некоторые истины в этих вопросах не соответствуют мифам, в которые вы подсознательно верите. Постоянное столкновение мифов с действительностью

Из книги Супертренажер для мозга автора Филлипс Чарльз

Восемь тайн 1. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданияхЭто утверждение, наверное, требует минимального пояснения, ибо любая индивидуальная и социальная патология в наше время фактически представляет собой

Из книги Язык любви, счастья и понимания автора Виилма Лууле

Восемь в квадрате Поработайте над сосредоточенностью, уверенностью в обращении с числами и ясностью мысли с помощью этой задачи. Ваша задача – заполнить решетку так, чтобы каждый горизонтальный ряд и вертикальная колонка из 8 кружков содержали числа от 1 до 8

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Одиночество как одна из форм существования человечества Человечество мечтает о совершенстве, но не умеет правильно его достичь.Жизнь устроена так, что всегда кто-то вырывается вперед, а кто-то отстает, но хочет догнать идущих впереди. Рассудительный путник знает, что все

Не надо, чтоб люди так сильно друг друга любили. Пусть узы свободнее будут,
Чтоб можно их было стянуть и ослабить,
А так вот, как я эту Федру люблю,
Любить - это тяжкое бремя. На сердце одно, да заботы, да страхи двойные.
Вот подлинно - где ты уж слишком усерден, там много ошибок да мало утехи…
Всегда я скажу: ты излишнего бойся, все в меру - и мудрые скажут: все в меру.

Еврипид

Древние греки умели отличать сорта любви не хуже современных психологов. Исходя из древнегреческой философии, у этого чувства есть довольно четкие оттенки. Три первых являются основными в человеческой природе.

1. Эрос: любовь телесная

Эрос был греческим Богом любви и сексуального желания. Именно от его имени произошло слово «эротика». Он стрелял золотыми стрелами в сердца смертных и бессмертных без предупреждения. Данный тип любви часто определяется как похоть. Которая не может длиться долго, всегда приходит момент когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование. Эрос пугал греков потерей контроля над собой.

2. Сторге: семейная любовь.

Данный вид любви часто возникает в долгом браке. Это также любовь, которую родители чувствуют к своим детям. Этот тип любви основан на естественных чувствах и легкой любви, то есть той, которая как бы заложена самой природой. Это любовь, которая знает прощение, принятие и жертву. Своего рода философия, относящаяся к любви между родителями и их детьми. Отличается тем, что, в отличие от Эроса или Филии, не зависит от наших личных качеств. Люди на ранних этапах романтических отношений часто ожидают именно ее, но находят только потребности Эроса, и, если им повезет, дружелюбие Филии.

3.Филия: дружба, платоническая, братская любовь.

В своей время именно этот вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Основана на духовном притяжении и уважении. Если по Эросу и даже по Сторге вас могут не любить в ответ так же сильно, то здесь играет роль взаимность. Филия существует, когда люди разделяют одни и те же ценности и настроения.

4. Людус: любовь как спорт, игра и творчество.

Любовь — влюбленность. Кокетливая и дразнящая любовь, детская и веселая. Флирт, соблазнение, трепет и предвкушение — вот что отличает этот тип любви. Основное внимание уделяется забаве, а иногда и завоеванию, без привязанности. Людус лучше всего работает, когда обе стороны являются зрелыми и самодостаточными. Тогда они умеют смаковать грани игры, не опошляя ее. Проблемы возникают, когда один партнер вываливается из Людуса в Эрос, из чего часто получается Мания, тогда как Людус на самом деле легче совместим с Филия.

5. Мания: любовь — одержимость.

Данный вид любви по сути комбинация эроса и людуса, которая заставляет страдать влюбленного человека. Фанатизм, преследования, страдания, потеря себя — главные составляющие этого типа любви. Само слово «мания» ярко характеризует все оттенки. Эрос может трансформироваться в данный тип любви, но они не равны. Мания может поселиться в сердце человека даже без физического контакта с объектом страсти.

6. Прагма: любовь «по расчету».

Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает от осознанно принятого решения любить конкретно человека. Это своего рода практическая любовь, которая по-прежнему довольно распространена в определенных элитных кругах, или религиозных сообществах.

7. Агапэ: альтруизм.

Христианское милосердие, без желания получить что-то взамен. Форма бескорыстной любви, связанная с беспокойством по поводу благополучия других людей. Встречается очень редко, конечно же.

8. Филаутия: самость, любовь к себе.

Древние греки разделили Филаутию на два вида: чистый эгоизм, когда человек ищет удовольствия, славы и богатства, которые часто приводят к нарциссизму, и здоровая любовь, которую мы должны отдавать себе. Филаутия необходима для любых отношений, ведь все понимают, что сложно (да и не очень хочется ) любить кого-то, кто не любит себя сам.

Считалось, что за свою жизнь для человека нормально испытытать все 8 видов чувства.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки