Подростковый кризис и особенности его протекания. Как пережить подростковый кризис с минимальными потерями Основные причины кризиса в подростковом возрасте

Главная / C рождения до года

Выстроить конструктивный диалог с подростком крайне сложно. Грубость, эмоциональный шантаж, провоцирующее поведение - это самые распространенные реакции ребенка даже на «безобидные» замечания родителей. В семье царит недопонимание, каждый затаил глубокие обиды. Но всегда ли переходный возраст протекает столь болезненно? В статье поднимем важную тему: как родителям и ребенку с наименьшими потерями пройти этот сложный кризисный период.

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка - еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция - ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой.

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями - интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.
  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.
  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.
  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.
  • Нарушение родительских табу - первый опыт употребления алкоголя и курения.
  • Показное равнодушие ко всему окружающему.
  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.
  • Депрессивные состояния.
  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов - влюбленность, новые друзья и интересы.

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания.

  1. Кризис независимости

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем - строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

  1. Кризис зависимости

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости. Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют.

Этапы подросткового кризиса

Темам подросткового кризиса посвятил множество научных работ психолог и педагог Л. С. Выготский. Этот период в жизни ребенка он считал самым значимым, своеобразным фундаментом в развитии личности. По мнению Л. С. Выготского, подростковый кризис плавно проходит 3 фазы.

1 фаза - предкритическая (негативная)

Ребенок начинает «ломать систему», меняя свое поведение. Это кризис младшего подросткового возраста. Ребенок с 11 лет прощупывает границы дозволенного, пытается выйти из-под опеки родителей, меняет старые привычки, начинает по-новому смотреть на происходящее вокруг.

2 фаза - кульминационная

Л. С. Выготский обозначает кульминационную точку подросткового кризиса - 13 лет. Начиная с этого возраста поведение ребенка резко меняется, и не всегда в лучшую сторону. Подросток действует непредсказуемо и остро реагирует на все процессы, происходящие вокруг него. Перепады настроения и нежелание учиться плохо отражаются на (памяти, внимании, мышлении), если с этим не работать, в будущем ребенку может быть сложно поступить и учиться в высшем учебном заведении.

3 фаза - посткритическая

На этом этапе возрастного кризиса подросток уже примиряется с переменами в себе. Он старается собрать воедино накопленный опыт и учится находить компромиссы с собственным «Я». Пусть и не без труда, но подросток получил азы общения со сверстниками и старшими. Он понимает, что такое «хорошо» и «плохо». При благополучном исходе возрастного кризиса ребенок вполне готов перейти во взрослую жизнь.

Причины подросткового кризиса

Вызывающее поведение ребенка, по мнению психологов, может быть связано с его страхами и неуверенностью в себе. Причины кризиса подросткового возраста кроются не в том, что он хочет конфликта как такового. Ребенок пытается разобраться в собственных мыслях и донести до окружающих свои убеждения:

  1. «Я уже взрослый»

Бунт - это наиболее простой для подростка способ добиться равных прав, доказать свою значимость, расширить границы дозволенного. Ребенок считает себя взрослым и хочет самостоятельно принимать решения. И конечно, его интересы сталкиваются с жесткой родительской критикой. Мама и папа не готовы признать того, что их малыш подрос и действительно имеет право открыто выражать свое мнение. Отсюда и многочисленные проблемы, вытекающие из кризиса подросткового возраста.

  1. «Кто я?»

До 10-11 лет ребенок активно познает окружающий мир. Но потом все меняется - теперь взгляд подростка больше направлен внутрь себя. Он начинает «копаться» в своих мыслях, пытается найти свое предназначение в этом мире, занять определенные позиции в социуме. Это так называемый кризис идентичности подростка. Пережить его психологически сложно для ребенка.

Процесс осознания себя требует уединения. Вот почему многие подростки становятся молчаливыми и замкнутыми, ограничивают свое общение с родителями. Дети боятся, что взрослые их не поймут. Это одна из главных причин, которая может толкнуть ребенка на побег из дома и бродяжничество.

  1. «Это моя территория»

Все подростки ревностно охраняют личную территорию. Они пытаются очертить границы, за которые родителям переступать нельзя. Ребенок считает жизненные взгляды мамы и папы «устаревшими», а значит и не достойными внимания. Подросток с помощью выстраивания личных границ пытается оградить себя от критики родителей и жизненных трудностей.

  1. «У меня есть собственное мнение»

В возрастном кризисе, связанном с подростковым возрастом, умом подростка овладевает жесткая логика. Ему нужны однозначные ответы на важные вопросы. Критическое мышление ребенка еще недостаточно развито, поэтому окружающий мир кажется ему биполярным - черным или белым, с полным отсутствием полутонов. Пока подросток не способен понять сложную палитру отношений между людьми. Многие жизненные процессы не вписываются в его картину мира, где правит только добро и зло. Это провоцирует многочисленные конфликты со сверстниками и родителями. Так же подросток может «навсегда» поссориться с другом или полностью разочароваться в чем-то.

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

«Моей дочке 12 лет. И за последний год она сильно изменилась, я буквально не узнаю мою девочку.

Проблем с успеваемостью в школе нет. Но знаю, что в их девичьей компании появились мальчики. И теперь все мысли дочери заняты только любовными перипетиями. Мне, конечно, это кажется глупым, но вижу, как моя девочка переживает. Она стала замкнутой, постоянно плачет. На все мои вопросы отвечает, что «все нормально». Но я же вижу - она переживает. Стала часто говорить о том, что некрасивая. Раньше могла даже в школу пойти растрепанной, но теперь проводит часы перед зеркалом.

Недавно она решила сесть на диету, практически ничего ест. Но какая может быть диета, если она и так худая. Боюсь, что «голодовки» подорвут ее здоровье. Подозреваю, что это все для того, чтобы нравиться мальчикам».

Ирина, 40 лет

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе - они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, - например, жесткие диеты. А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью - пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.

Подростковый кризис у мальчиков

«Моему сыну 15 лет, переходит в старшие классы. Уже пару лет все вместе боремся с его подростковым кризисом. Сын устраивает нам такие бунты, что мы уже с ума сходим.

Постоянные гулянки и игры за компьютером - еще половина беды. Он учится «из-под палки». А ведь совсем скоро поступать в университет. Вместе с успеваемостью «хромает» и дисциплина в школе. Меня постоянно вызывают к директору, поскольку сын устраивает драки и хамит учителям.

Мы с мужем перепробовали все - и спокойно разговаривали с сыном, и дома запирали, и гаджетов лишали. Ничего не помогает».

Марина, 38 лет

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки - многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность - полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства - проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы - «я не виноват, так сложились обстоятельства».

Негативизм подростков

Негативизм - отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка - негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм - это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым - совершает противоположное тому, о чем его просят.

Сложный подросток: что делать родителям?

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента.

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

1. Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения - все это не работает в воспитании подростка. Родителям важно научиться эффективно . Только доверительный диалог и искреннее желание помочь. Выслушайте, научите, дайте советы.

2. Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил. Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

3. Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

4. Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи. Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно.

4 3 349 0

Совсем недавно ребенок доверчиво смотрел в глаза, верил каждому слову, хотел понравиться, старался быть послушным, а ваша одобрительная улыбка и похвала были ему призовым бонусом. А теперь чувствуете, что или ребенка подменили, или вы перестали понимать друг друга. Между вами вырастает стена.

Когда чадо вступает в пору подросткового переходного возраста, он еще не взрослый, но уже и не ребенок: маленький взрослый или взрослый ребенок?

Восприятие себя и своих возможностей сильно отличается от реального уровня психоэмоциональной, физической зрелости и от того, на что ребенок способен фактически. Это и есть переломный переходный период.

Чтобы не случилось перелома в ваших отношениях, надо к нему подготовиться: вооружиться знанием, пониманием и готовностью принять все грядущие изменения, трудности и возможные последствия.

Возрастные рамки переходного периода:

  • девочки – с 11 до 16 лет;
  • мальчики – с 12 до 18.

Надо обязательно учитывать фактор индивидуальности физиологического развития и, соответственно, начала и завершения подросткового периода их жизни.

Важно понимать, что подростку в этот период труднее всего. Ему надо помочь.

Начальные признаки подросткового возраста

Количественное увеличение выработки адреналина () влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:

Внутренний физиологический

Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Внутренний психологический

Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.

Внешний психологический

Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.

Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

  • нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, );
  • демонстрационному игнорированию;
  • оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.

Причины кризиса

Основная причина – физиологическая сущность переходного подросткового возраста. Гормональная возрастная перестройка организма.

Начиная с 8 лет, у ребенка повышается секреция веществ, которые отвечают за выработку основных гормонов, включая половые: тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек. Это приводит и к изменениям внешности, сигнализирующим о половом созревании.

Также увеличивается выработка адреналина – гормона стресса. В результате чего, помимо увеличения физической силы, частоты дыхания и сердечных сокращений, увеличивается и эмоциональная нагрузка, проявляющаяся протестным поведением, вспыльчивостью, агрессивной или гиперчувствительной реакцией.

Поведение во время кризиса

Основная психологическая установка подростка – осознание себя и заявление о себе как об полноценной автономной личности.

Проявляется выраженным желанием свободы и самостоятельности, причем ее настойчивым требованием, порой отвоевыванием. Но без учета того, что свобода и самостоятельность подразумевает другой уровень ответственности, а за приростом прав следует и прирост обязанностей.

Взрослеющему ребенку необходимо получить, а вам – постепенно и корректно ему передать свод прав вместе с обязанностями и ответственностью за его самостоятельную дальнейшую жизнь. Это обязательная задача природного этапа взросления.

Процесс этот последовательный, и от того, как он пройдет, будет зависеть многое и в его дальнейшей жизни, и в ваших с ним взаимоотношениях.

Если с вашей стороны процесс затянется и будет проходить без понимания и одобрения, то вы вызовите ответное сопротивление подростка. Оно может быть выражено или активным противостоянием, или, наоборот, пассивной замкнутостью и инфантильностью.

Насколько вы примите этот возрастной процесс, как обязательную программу, заложенную природой, и не будете его подавлять, настолько и поведение чада будет адекватным.

Если нет, тогда будете иметь дело не просто с подростковым возрастом, а с выраженным подростковым кризисом, при котором поведение будет проблемным или .

Чем ниже самооценка подростка, хуже его отношение к себе, и, как следствие, к другим, тем более проблемным будет его поведение.

Фазы

    Предкритическая

    Осторожный пробный отказ подростка от некоторых привычек и шаблонов во внутрисемейных отношениях, относящихся к маленькому ребенку.

    Кульминационная

    Посткритическая

    Выстраивание новой системы жизненных ценностей, прав и обязанностей в отношениях с близкими людьми и в социуме.

Чем грозит в будущем

Подростковый возраст надо прожить со своим ребенком так, чтобы:

  • не потерять с ним контакт и не разрушить доверительные отношения тотальным контролем и излишним давлением;
  • не подтолкнуть его на путь духовной деградации или ранней карикатурной взрослости полным отсутствием контроля, вседозволенностью и безнаказанностью за совершение серьезных ошибок.

Соблюдение баланса между разумным доверием и необходимым оправданным контролем, родительской требовательностью и снисходительностью – залог сохранения взаимного уважения и правильного постепенного взросления подростка.

  1. Если баланс нарушен в сторону давления и ограничения его личностного развития, ребенок может превратиться в безвольного, инфантильного, не повзрослевшего человека с набором подростковых комплексов, возможно даже с проблемами невротического характера.
  2. Если баланс нарушен в сторону бесконтрольности и ранней вседозволенности, то ребенок может получить урок безнаказанности, что не позволит взрастить тот уровень ответственности, который соответствует требованиям и условиям жизни самостоятельного взрослого человека.

Как помочь пережить тяжелый период

Вам поможет доброжелательная и снисходительная внутренняя установка:

«Это все тот же мой любимый ребенок. Это временные изменения. Мы вместе переживем эти трудности, и через несколько лет он снова будет таким же понятным и близким, только уже взрослым».

Для принятия и ориентирования на эту позитивную установку предлагаем следующие советы, которые рекомендуем записать и читать примерно раз в месяц и в период обострения отношений:

  • Обсуждайте с подростком любые интересные ему вопросы, уважительно выслушивая его мнение, даже если оно вам не импонирует.
  • Советуйтесь с ним при принятии различных семейных решений.
  • Культивируйте в нем сильные черты и особенности его характера, достоинства, способности, расставляя акценты на его успехах, победах, даже незначительных, на том, что у него хорошо получается.

Не уставайте напоминать, что любите его, что он нужен вам, что он играет важную роль в семье.

  • Вводите во всем, особенно в спорных вопросах, гибкую систему договоренностей, и сами строго придерживайтесь ее.
  • Идите на компромиссы, уступайте в малом, вместо категоричного отказа предлагайте возможность выбора.
  • Не ждите от него большего уровня ответственности, чем тот, на который он способен на данный момент.

Придерживайтесь уважительной формы общения даже тогда, когда поведение ребенка выходит за рамки допустимого.

  • Разговаривайте с подростком ежедневно «по душам», выделяя на это не менее 10 минут.
  • Общайтесь с ним, как с равным себе – взрослым, но повторяйте важные моменты, как в общении с ребенком.
  • Будьте тверды в важных вопросах глобальных семейных ценностей, его личной безопасности, его физического и психологического здоровья.
  • Не нарушайте границы его личного пространства, не входите в его комнату и не берите вещи без его разрешения.
  • Учите личным примером:
    – отношению к делам: , доводить начатое до конца;
    – отношению к людям: мягкости, сдержанности, ;
    – отношению к себе: , независимости от чужого поведения.
  • Подростки склонны к негативному восприятию себя. Не пропускайте моменты, когда есть за что его похвалить. Поддерживайте в непростых для него ситуациях. Развивайте в нем веру в себя.
  • Делайте вашу с ним жизнь занимательной: наполняйте ее мероприятиями и событиями, которые входят в круг его интересов.
  • Обязательно сами соответствуйте тем требованиям, которые выдвигаете ему.
  • Дарите родительское тепло, внимание и заботу. В них нуждаются не только маленькие, но и подросшие дети.

Что родителям нельзя делать

Если вы хотите преодолеть подростковый кризис без непримиримого противостояния, непродуктивных конфликтов, непреодолимых обид и взаимных претензий, внимательно ознакомьтесь с рядом правил, ключевой установкой которых является понятие «НЕЛЬЗЯ» :

  • Критиковать :
    – его друзей;
    – его взгляды и мнение, какими бы они неверными вам не казались;
    – его внешность.

Юношеский негативизм по отношению к себе более всего распространяется на внешность, причем как у девушек, так и у парней. Любой подросток испытывает «комплекс сцены», при котором характерно ощущение, что все взгляды обращены исключительно на тебя.

  • Сравнивать его с другими, если это сравнение не в его пользу.
  • Категорично отторгать его интересы.
  • Проявлять агрессивное неприятие и непонимание.
  • Наоборот, погружаться в стрессовые переживания, проявлять сверхчувствительность, демонстрируя слезы, сердечные приступы. Это может только углубить проблемы.

Неправильная реакция на проблемное поведение подростка может стать провокацией для дальнейшего углубления как самой проблемы, так и кризиса.

В этот период очень важно с сыном или дочерью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Но делать это нужно правильно.

Заключение

Заключение

«Подростковый кризис» – это не диагноз.

Наберитесь терпения, чтобы показать своему взрослеющему ребенку пример выдержки, терпеливого отношения к трудностям, умения прощать и любить, несмотря ни на какие эмоциональные преграды.
Вам легче, чем ему, потому что вы точно знаете, что с подростковым кризисом можно справиться. Ведь в вашей жизни уже был личный подростковый кризис, который смогли преодолеть.
Поэтому спокойно перешагните через свои сомнения и страхи, и скажите себе с улыбкой:

0

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используетсядля того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка,превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подросткатребование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Молодость отличается буйным нравом, всплеском эмоций, конфликтами с родителями, учителями и друзьями. Именно так можно описать переходный период. Такова сущность подростков, когда у них меняются мироощущения и внутренний мир. В данной статье будет рассмотрен вопрос юношеского кризиса, как его пережить и что делать родителям.

Что такое кризис в подростковом возрасте

Кризис подросткового возраста – это обозначение жизненного периода, перехода от младшего школьного возраста к подростковому, становление новой личности. У ребенка появляется стремление к самовыражению, самореализации, развитию, саморегуляции. Данная фаза жизни характеризуется частыми ссорами с родителями, учителями, снижением интереса к учебе.

После ее завершения молодой человек получает новый уровень самосознания, определяется с жизненными ценностями и стремлениями. Согласно статистическим данным, кризис начинается в период с 11 до 16 лет.

Данная фаза является наиболее продолжительной. Наблюдаются повышенные темпы в умственном и физическом развитии. Разнообразные потребности возникают достаточно быстро, но, если ребенок не находит возможности их реализовать, они также быстро перегорают.

У девочек начало подросткового кризиса наблюдается в возрасте 10-11 лет. У мальчиков – 12-13. Его продолжительность определяется социальными особенностями и условиями, в которых ребенок развивается. В нормальной ситуации он заканчивается к 14-16 годам. Случается, что период продолжается до 17-21 года.

Важно! Если родители заблаговременно перестроили свое отношение к подрастающему ребенку, можно обойтись вовсе без кризиса. По крайней мере, без его яркого проявления.

Причины

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Характерные симптомы юношеского кризиса

Кризис юношеского возраста, в первую очередь, проявляется в раздражительности и агрессии к окружающему миру. Наступление периода начинают показывать поступки, ранее несвойственные ребенку. Чадо может стать:

  • Нервным;
  • Раздражительным;
  • Замкнутым;
  • Угрюмым.

Также подросток начинает интересоваться:

  • Сигаретами и алкоголем;
  • Противоположным полом.

Внутренние конфликты и беспокойство могут привести к тому, что юноша или девушка полностью оградится от мира и окружающих. Родители в такое время воспринимаются как угроза. Подростки все больше времени стремятся проводить вне дома или в виртуальном мире.

Другой признак юношеского кризиса – снижение успеваемости. В частности, молодые люди хуже начинают справляться с творческими заданиями, сочинениями и научными презентациями.

Данное явление связано с изменением и перестройкой жизненных ценностей. Некоторые дети после этого начинают интересоваться совершенно противоположными науками, например, музыкой, спортом, математикой, правом.

В подобное время молодые люди предпочитают изливать свои мысли кому-нибудь другому, но только не родителям. Девушки нередко заводят дневники. Парни предпочитают общение в социальных сетях.

Важно! Определение начальной стадии кризиса поможет родителям подготовиться и перестроить свое отношение к ребенку.

Как общаться с подростком

Родителям придется полностью пересмотреть общение со своим чадом. Проблема в том, что перед взрослыми находится уже не маленький ребенок, который не может принимать решения, а еще не до конца сформировавшаяся личность.

Каким в таком случае должно быть поведение? Лучше придерживаться середины. Отказаться от тотального контроля, но и не допускать полной подростковой анархии. Молодым людям в данное время нужна свобода, но в разумных пределах. Как бы ребенок себя ни вел, он все еще нуждается в опоре в виде родителей.

Родителям стоит проявлять интерес к жизни подростка. Кризисные ситуации в подростковом возрасте – нормальное явление и порой требуют помощи со стороны взрослого.

Не стоит отмахиваться от детских проблем, считая их ерундой, не требующей внимания. Возможно, кажущаяся родителю мелкой проблема для подростка является настоящей трагедией, которую он не может разрешить.

С другой стороны, не стоит слишком давить на подростка, пытаясь выведать все его тайны. Следует стараться показывать, что мама и папа всегда придут к нему на помощь и поддержат в любой ситуации.

Можно ли помочь пережить

Родители должны понимать, что кризис юности – это не патология, не психологическое отклонение. Это нормальный период роста и развития. Только в редких случаях ребенку может понадобиться психологическая помощь, чтобы наладить отношения со сверстниками, учителями и родными.

Для сглаживания подобного возрастного периода следует придерживаться основных рекомендаций:

  • Поиск точек соприкосновения в любых конфликтных ситуациях. Если ребенку нужно личное пространство, можно договориться, что родители не заходят в его комнату без стука, а он обязан поддерживать там порядок;
  • Основные правила, которых должны придерживаться все члены семьи. Например, совместный ужин, мытье посуды по очереди и так далее;
  • Равные права. Стоит вовлекать подростка в решение семейных вопросов и некоторых проблем. Хорошо, когда ребенок чувствует себя важным и нужным;
  • Не поддаваться на провокации и эмоциональные всплески со стороны молодого человека;
  • Поддержка во всех начинаниях. Не следует ограничивать его собственный интерес и увлечения.

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Видео

Предварительный просмотр:

Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-17 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним.

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Заметив, некоторые признаки наступления подросткового кризиса со стороны взрослых необходимо проявить такт и терпение, признание личной жизни сына и дочери как самостоятельной существующей сферы. Тогда у детей возникает (сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделится радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.

В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости - это стержневая особенность его личности. Идет переориентация- с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

В подростковом возрасте часто возникают подростковые комплексы. Появляется этот комплекс легко, а избавиться от него очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, вполне возможно помочь им их избежать.

Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.

Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто, где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.

Комплекс неразделенной любви

Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.

Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», - вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.

Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для этого требуется серьезная помощь взрослых.

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Кризис подросткового возраста, его особенности

Психологии известно несколько кризисов психологического развития ребенка. Одним из самых сложных переломных моментов в жизни молодой, еще не сформировавшейся личности является кризис подросткового возраста.

Сложность данного периода характеризуется изменением не только в психологическом, но и физическом плане. При этом указать точное время наступления подросткового кризиса не представляется возможным, так как зависит оно от индивидуальных особенностей ребенка. Психологи условно называют возраст от 12 до 18 лет у мальчиков и с 11 до 16 лет у девочек.

Как будет проходить кризис юности предсказать тоже сложно: на это влияет множество факторов.

Так ли страшен кризис переходного возраста? Как правильно вести себя родителям в это непростое время? На эти и другие вопросы, тревожащие родителей, попытаемся дать ответ в данной статье.

Почему он возникает?

Достигнув определенного возраста, вчерашние малыши меняются на глазах. Стремительные физические изменения, гормональный всплеск приводят к внутренним конфликтам, который сам подросток не в состоянии понять и объяснить. Сегодня перед родителями веселый, коммуникабельный, мечтающий о будущем, целеустремленный молодой человек. А завтра к завтраку выйдет хмурый, агрессивно настроенный подросток, не желающий идти ни на какие компромиссы, отказывающийся выполнять любые поручения взрослых.

Что происходит в душе у этих взрослеющих личностей? Они и сами не знают. Данный период сложен тем, что подростки уже не дети, но и стать взрослым у них не получается по причине физической и психологической незрелости.Юношеский кризис по своим проявлениям очень похож на становление личности трехлетнего ребенка. Только в раннем детстве малыш искал утверждение собственного «я» как подтверждение своего существования, а кризис подростковый проявляется утверждением в социуме, желанием найти свое место и значимость в жизни.

Это время первой любви, опрометчивых и рискованных поступков, объяснить которые не может и сам подросток. Ему кажется все возможным и доступным, стоит только захотеть. Юношеский максимализм проявляется во всем: дружбе, отношениях, учебе.

Понять свою роль в этом мире, утвердить свою значимость и полезность – желания, которые преследуют взрослеющего человека.

Половое созревание, которое интенсивно происходит с юношами и девушками, очень волнует неокрепшие умы. Такой ли я как все? Этот вопрос беспокоит всех подростков. И в то же время им хочется выделиться, проявить свою индивидуальность.

Возможные варианты переломного периода

Не правы те родители, которые считают кризис подростка чем-то непоправимым и страшным. Более того, во многих семьях этот этап становления взрослеющей личности проходит относительно спокойно.

Безусловно, подросток начинает свою «битву» за независимость, но «военные действия» могут быть вполне безопасны, если родители найдут грамотный подход к своему чаду в это непростое для него время.

Психологам известно 2 вида подросткового кризиса, которые противоположны по своим проявлениям. Каждому подростку свойственны проявления обоих видов, однако какой-то обязательно будет доминирующим.

  • Независимость. Проявление данного вида характеризуется бунтом, стремлением выйти из-под опеки любой ценой, непослушанием. Взрослеющие дети проявляют завидное упрямство, любое замечание взрослых считают необоснованным и предвзятым.
  • Зависимое положение. Вид подросткового кризиса, который вначале очень радует родителей. Дети послушны, дисциплинированны, ответственны. Им совершенно не хочется принимать самостоятельные решения, становиться взрослым. Подросткам вполне комфортно жить под четким руководством родителей, делать то, что им велят.

В этом случае радость взрослых будет преждевременной. Нежелание взрослеть обусловлено страхом и социальной незрелостью. Не научившись в подростковом возрасте «набивать шишки», такие дети во взрослой жизни продолжат искать тех, кто сможет принять за них решения, им сложно будет стать полноправным членом общества.

Зачем он нужен?

Многие считают, что главная проблема кризиса подросткового возраста заключается в попытках самоутверждения взрослеющего человека, в отчаянном желании отвоевать свободу действий. Безусловно, это так. Однако проблема как раз и состоит в том, что подростки, добиваясь пресловутой свободы, совершенно не знают, что с ней потом делать.

Незрелость психики, физическое развитие, находящееся на пике становления, социальная неустойчивость – вот факторы, не позволяющие воспользоваться свободой, к которой они так стремятся.

Так за что так отчаянно борются подростки?

Появившись на свет, ребенок еще несколько минут связан с самым родным ему существом пуповиной. Ее обрезают, но связь остается такой же сильной еще несколько лет.

По мере взросления малыш становится самостоятельнее, однако при малейших жизненных невзгодах бежит за помощью и поддержкой к родителям.

Как только ребенок приступает к обучению в школе, воспитательное воздействие на него все больше начинает оказывать социум. Связь с родителями сохраняется, но она, уподобившись резинке, которая связывает взрослых с подростком, натягивается все больше. В тот момент, когда наступает кризис юности, она натянута до максимума.

В это время важны действия родителей. Именно они должны обрезать, оборвать эту резинку, несмотря на то, что сама мысль об этом кажется им страшной. Дав подростку ту самую пресловутую свободу, о которой он так грезит, взрослые покажут степень доверия и любви к своему ребенку. Поверьте, он это обязательно оценит! Ведь получив свободу действий, он совершенно не будет знать, что делать и предпочтет оставить все, как есть. А вот отношения с родителями перейдут на новый уровень, где степень доверия, скорее всего, станет больше.

Следовательно, проблема подросткового кризиса состоит не в том, чтобы обрести свободу (тинэйджеры совершенно не представляют, что с ней делать), а в том, чтобы получить личное пространство. То есть ту степень свободы, которая предусматривает возможность получить помощь взрослых, но при этом научиться брать ответственность за свои действия и слова.

Родители – друзья

Из всего выше сказанного понятно, что от того, насколько грамотно будут вести себя родители в этот непростой для их детей период, будет зависеть тяжесть переломного периода.

Приведем несколько советов, которые помогут стать взрослым друзьями своих подрастающих детей.

  • Внимательно следите за физическими и психологическими изменениями подростков, чтобы не пропустить начала кризисного периода;
  • Уважайте стремления своего тинэйджера ощущать себя взрослым. Однако навязывать это стремление тоже не стоит.
  • Проявите серьезность ко всем заявлениям ребенка, какими бы несущественными или глупыми они вам не показались. Находите время для обсуждения каждого пункта их высказываний, добивайтесь четкого объяснения, как подросток станет решать поставленные задачи;
  • Не бойтесь предоставлять самостоятельность ребенку в рамках разумного. Однако ставьте условие, что за последствия этой самостоятельности отвечать придется ему самому;
  • Постоянно включайте подростка во все семейные проблемы, даже в мелочи. Советуйтесь с ним о посадке овощей на даче, выборе обоев, покупке новых туфель для мамы. Ребенок должен четко понять, что ему доверяют не на словах, а на деле;
  • Рассказывайте о своих друзьях и знакомых, характеризуйте их поступки. Таким образом, вы вызовете подростка на ответные разговоры о его товарищах, что поможет больше узнать о круге его общения;
  • Делитесь своими переживаниями, не скрывайте своих чувств. Видя такое доверие, подросток придет со своими переживаниями к вам, а не в ближайшую беседку на улице к друзьям.
  • Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
    Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

    Перед применением прочитанного - нужна обязательная консультация с профессионалами.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки