Соломенные куклы. Традиционная кукла из соломки Игрушки из соломы своими руками

Главная / C рождения до года

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо сохраняет форму, даже если перевязку затем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых элементов одежды. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Изготовление кукол начинают именно с выполнения каркаса, уже затем соломенные фигурки можно разнообразить: придать им какие-нибудь черты характера или нарядить в плетеные одежды. Собственная фантазия подскажет вам, как можно украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды, головных уборов. Не забудьте и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной, а порой даже нелепой.

Величина куклы будет зависеть от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломку необходимо выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без коленцев. Помните и о том, что соломенный стебель имеет по своей длине разную окраску, поэтому старайтесь, чтобы на «лицевой», видной стороне оказалась только красивая, равномерно окрашенная соломка.

Соломенные куклы

Существует несколько наиболее простых, традиционных для народного творчества, конструкций кукол.

Женские фигурки

Кукла Маша - слева

Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (рис. 26).

Рис. 26. Кукла Маша

Кукла Оля - справа

Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (рис. 27).

Рис. 27 справа. Кукла Оля

На голову кукле можно завязать косынку, а на талию – фартук из ткани.

Кукла Лена - слева

Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (рис. 28, а ). Теперь переверните пучок на 180°.

Рис. 28. Кукла Лена

Возьмите небольшой пучок соломы и перевяжите его с обоих концов. Получатся руки (рис. 28, б ).

Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегните (рис. 28, в ). Соедините соломку-туловище, перевязав его на линии талии (рис. 28, г ) подровняйте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, связав с туловищем, пока не высохнет соломка (рис. 28, д ).

Получившиеся куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.

Юбку можно сделать из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней части. Пучок-юбку вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки (рис. 29).

Рис. 29 чуть выше справа. Раздельное изготовление туловища и юбки

Юбку куклы можно закрепить также поверх туловища, чтобы получилось подобие препоясанного платья. Для этого место соединения юбки и туловища скрывают перевязкой из соломки или ленточкой. Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.

Рис. 30 - слева. Изготовление головы

Юбку можно сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.

Мужские фигурки

Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на две части и вставьте руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к жгуту, отделяющему голову, и перевяжите, чтобы получилась талия. Далее разделите оставшуюся часть пучка пополам – это будут ноги. Перевяжите концы ног (рис. 31).

Рис. 31 слева. Каркас мужской фигурки

Ноги мальчику можно сделать таким же способом, как и юбку кукле – из разных пучков соломы, вставленных в туловище и перевязанных веревкой или лентой (рис. 32).

Рис. 32 слева. Каркас мужской фигурки

Часто для создания рук и ног куклы используют обыкновенную витую плетенку. Ее можно расширить либо заузить, придать необходимую форму уже в самом процессе плетения. Правда, это потребует определенных навыков, внимательности и аккуратности, но красота сделанной вами фигурки будет того стоить.

При желании кукле можно сделать прическу. Для этого возьмите пучок льняных или синтетических ниток, сложите его пополам, середину свяжите ниткой того же цвета. Приложите сложенный пучок к голове куклы, которой вы хотите сделать прическу. Отступите на такое расстояние, чтобы «волосы» можно было надеть на голову, а остальную часть заплетите в косу. Приклейте косу на голову кукле. Косу можно сделать и из соломки, которую пришивают к голове по линии пробора, а затем заплетают в косу.

Косу можно сделать и одновременно с головой. Для этого свяжите пучок соломы, разделите его на три части. Основная часть пучка будет в дальнейшем туловищем, а из двух других сделайте голову и прическу: отогните их вверх и перевяжите. Затем отогните волосы вниз и уложите по форме головы, отведите назад, перевяжите и заплетите косу (рис. 33).

Рис. 33 справа. Как одеть соломенную куклу

На голову куклы можно надеть венок, косынку, ленту, шляпку. Можно украсить куклу, сшив из ткани жилетку или фартук. Можно сплести красивый пояс из соломки или цветных ниток либо просто вплести в соломинки яркие нитки.

Обувь можно сделать, перевязав внизу пучок ноги еще раз выше первой перевязки и согнуть его по этой линии. Ступню можно оформить в виде лаптя либо сапога, для этого надо лишь проявить немного изобретательности.

Лицо кукле можно сделать, вышив глаза и рот цветными нитками либо просто наклеить их.

Текст и схемы - из книги:

Алеся Анатольевна Гриб
Плетение из соломки и других материалов

Фото я подбирала из разных источников.

  • Отбеливание соломы
  • Окрашивание соломы
  • Размягчение соломы
  • ПЛЕТЕНИЕ
  • Плетежок - двухконцовка
  • Плетежок - трехконцовка
  • Плетежок - четырехконцовка
  • Зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»)
  • Плетежок - пятиконцовка
  • Плетежок - шестиконцовка
  • Сшивание плетежков
  • Плетение отделочных плетежков
  • Плетение квадратов и многоугольников
  • НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
  • Декоративное настенное панно «Сова»
  • «Конь златогривый»
  • Страница 17 из 19

    Изготовление куклы из соломы

    Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину.
    Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

    В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

    Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. ЗЗв). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. ЗЗг). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

    Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать «Хозяюшка».

    Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички-четырехконцовки («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

    В саду детей приучают к творчеству. Это помогает вырабатывать в них усидчивость и развивает мелкую моторику. Наиболее доступным материалом для детского творчества является солома. Из этого сырья изготавливают множество поделок. Их разнообразие можно найти на фотографиях на сайтах, где представлены поделки из соломы.

    Так же существуют различные кружки, где проводят мастер-классы соломенным поделкам для начинающих. Такие поделки можно отнести к давней традиции нашей культуры. Соломенный материал имеет все необходимые свойства для использования его при изготовлении разных поделок.

    Везде, где выращивают злаковые растения, можно обнаружить поделки из соломы. Фураж остается после уборки зерновых и является самым дешевым сырьем для творчества. Его использовали при изготовлении соломенных картин, фигурок животных и сооружений.

    Такие работы могут быть объемными или плоскими, большого или маленького размера. Работа с таким сырьем подходит для детей любого возраста. Ведь так интересно наблюдать, как из сушеных стеблей получаются необычные герои, да еще и с помощью своих умелых ручек. И хотя сегодня прогресс не стоит на месте, детей все равно увлекает творчество из соломы.

    Отличительные свойства соломы

    Солома как сырьё, обладает важными характеристиками:

    • экологическая безопасность;
    • дешевизна;
    • широкая распространенность;
    • пластичность;
    • отлично держит форму;
    • основательность;
    • простота в подготовке к работе.

    Нужно учитывать, что солома разных зерновых культур имеет отличие. У ячменя стебелек желтого цвета, поэтому соломинки тоже ярко желтые, глянцевые. Она хорошо подходит для детских поделок из соломы, так как выделяется своей пластичностью и простотой обработки. Поделки из ячменной соломы носят насыщенный желтый цвет.


    Ржаная солома намного темнее. Стебли ржаных культур более прочные, поэтому их солому чаще используют при выполнении объемных сооружений. Так же, ржаной фураж нужен при изготовлении фигурок людей и животных, потому что отлично держит форму.

    Фураж после пшеницы небольшой длины и толстостенный. Имеет золотистый цвет. Она так же подходит для создания объемных композиций.


    Солома из овса относится к универсальному сырью. Стебли имеют желтый цвет и выраженную пористость. Такая солома весьма гибкая, из-за этого, имеет широкий спектр использования.

    При создании интересных картин или объектов, можно сочетать несколько видов соломы. Благодаря этому, возможно подчеркнуть некоторые моменты и получить композицию необычной красоты. Почерпнуть интересные идеи поделок из соломы возможно в специальной литературе или на просторах интернета.


    Инструкция как сделать поделку из соломы

    Перед началом работы по изготовлению поделки, нужно весь процесс основательно распланировать. Если вы начинающий творец, то выбирать композицию для первой работы, стоит самую простую. Это поможет освоить навыки работы с соломенным материалом.

    После составления плана, нужно подготовить место для творчества. Удобнее творить на большой и ровной поверхности стола. Расположить его нужно поближе к окошку, а так же обеспечить дополнительный источник света. Поверхность стола необходимо застелить клеенкой, чтобы защитить от попадания клея или царапин.


    Приготовьте и разложите весь нужный инвентарь. Это могут быть: разные ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило, утюг, карандаши, клей, нитки с иголкой. Перечень может быть видоизменен, все зависит от сложности выбранной композиции.

    Следующим шагом идет подготовка основания, к которому будем прикреплять солому. Если поделка плоская, то в качестве основания может служить ткань, фанера, картон. А если планируется объемная фигура, то сначала нужно сделать каркас. Его можно сооружать из проволоки или дерева.

    Приступаем к обработке соломы. Чтобы она была мягче, ее нужно залить кипятком. Оставляем на время и стебельки размякнут. После вытаскиваем материал в мокрую ткань и по мере того, как нужны соломинки для поделки, просушиваем их утюгом.

    Как выполнены все эти пункты, можно приступать непосредственно, к практическому изготовлению поделки.


    Чтобы понять, как правильно делать поделки из соломы своими руками, тщательно разберем один из примеров такой поделки.


    Соломенная кукла

    Берем немного соломки и складываем пополам. Чтобы края были ровны, обрезаем их при помощи ножниц. Основание обматываем ниткой. В итоге получаем тело и головку куклы.

    В стороне делаем ручки по аналогии, обозначая на них локтевые сгибы. Используя проволоку или зубочистки, соединяем детали с телом. Изготовление куклы завершено. В дополнение можно изготовить шляпку и тканевую косынку, а так же нарисовать лицо.


    Фото поделок из соломы

    Плетение - одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара.

    Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира.

    Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных из соломки изделий. Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека. Сельские жители, занимающиеся земледелием в разных уголках земного шара, использовали солому в быту. Ею укрывали крыши домов, ее подстилали домашним животным; из соломки делали циновки и утепляющие маты, разнообразную утварь для хранения, переноски продуктов и одежды; из нее изготавливали головные уборы и обувь, а в некоторых странах - элементы верхней одежды. Самым первым злаком, который начал культивировать человек, является пшеница. Она распространилась из степных районов Среднего и Ближнего Востока (Месопотамии, Палестины, Сирии) около 8 тыс. лет до н. э.

    В древности самые первые игрушки люди научились изготавливать из соломы. Соломоплетение на протяжении тысячелетий было жизненной необходимостью, а в наше время это занятие стало одним из способов творческого самовыражения в декоративно-прикладном искусстве.

    Мастер-класс по соломоплетению - это невероятно увлекательный процесс, способный увлечь как детей, так и взрослых. Окунитесь в удивительный мир этого народного вида творчества, прочувствуйте дух вековых традиций, подарив своим гостям и близким занятное развлечение. Наш мастер-класс станет прекрасным дополнением развлекательной программы детского праздника, свадьбы, тематической вечеринки, юбилея и сумеет задать тон праздничного настроения всем гостям без исключения.

    Плетёные из соломки куклы, животные, птицы были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

    Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это божества и защитники. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее. Любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки.

    Этот мастер-класс уходит корнями глубоко в древние искусства русских традиций. Мы будет изготовлять двух кукол Иван да Марья. Это оберег, который приносит в дом, где живёт семья, счастье, достаток и любовь. Начнём с того, что нам понадобиться 10 крепких ниток,7 коротких красных ниток, 2 длинные красные нитки, 12 коротких соломин, 17 средних, 20 длинных, 3 средних, 3 длинных и ножницы. Замачиваем солому на 15 минут в горячей воде.

    С начала делаем мужскую фигуру. Берём 17 средних соломин и связываем сверху, отступив два сантиметра. Затягиваем все нити, во время всего мастер-класса, как можно крепче и завязываем на два узелка.

    Обрезаем хвостики ниток, но не до конца, чтобы узелок не развязался.

    Вот, что получилось.

    Берём шесть коротких соломин и вставляем в середину куклы.

    Крепко сжимаем под руками.

    Затягиваем под руками крепко нить.

    Обрезаем хвостики ниток.

    Делаем ножки. Разделяем на пополам соломинки и завязываем нитью одну ножку,

    Обрезаем кончики ниток.

    Затем завязываем другую ножку.

    И обрезаем кончики ниток.

    Завязываем ручки, смотрим, чтобы руки не сильно длинные были и не сильно короткие.

    Обрезаем нить.

    Завязываем другую ручку.

    Обрезаем нить.

    Обрезаем ручки, оставляем кончики соломин по сантиметру.

    И на второй руке тоже самое.

    Теперь ножки обрезаем. Одну и другую.

    Вот такой у нас получился мужчина.

    Теперь приступаем к женской кукле. Берём двадцать длинных соломин. Так же завязываем сверху нитью.

    Обрезаем концы ниток.

    Переворачиваем длинными концами вверх и опускаем по одной соломины.

    Стараемся опускать по кругу, чтобы сформировалась круглая головка.

    Завязываем крепко нитью головку.

    Так же как и на мужской кукле вставляем ручки и под ними завязываем крепко нить.

    Завязываем ручки.

    Обрезаем хвостики ниток.

    Делаем другую руку.

    Обрезаем ручки.

    Меряем по мужской кукле длину и обрезаем платье.

    Начинаем плести косичку. Берём три соломины и завязываем нитью.

    Плетём на всю длину наших соломин. В конце завязываем нитью.

    Надо, чтобы длинны косички хватило на обе куклы.

    Привязываем нашу косичку красной нитью к руке одной куклы.

    И другой конец косички к другой руке второй куклы.

    Связываем посередине обе руки двух кукол красной нитью.

    Обрезаем кончики ниток.

    Перевязываем ножки мужской кукле, красной нитью. И крестом завязываем тельце наших кукол.

    Берём средние три соломины и плетём ещё коротенькую косичку на голову женской кукле. Сзади аккуратно завязываем нитью.

    Вот такие у нас получились Иван да Марья. Пусть они всегда всем приносят в дом счастье!

    У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье.

    Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

    Занимательные факты:
    Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.
    Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

    В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

    Первоочередная задача славянской народной куклы - привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» - две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

    Занимательный факт:
    Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

    Славянские куклы из дерева

    Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

    Славянские куклы из соломы

    Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори

    Кукла-шестиручка из соломы

    Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

    Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

    Славянские куклы из ниток

    Создание куклы-оберега из ниток

    Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори

    Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

    Тряпичные куклы-обереги

    Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

    Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

    Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью» . Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

    Зерновушка

    Процесс создания куклы Зерновушки

    Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори

    Она имеет несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка - и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом - на силу, перловкой - на сытость, рисом - на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

    Кукла на счастье и удачу

    Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори

    Готовая кукла-оберег «на счастье»

    Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса - тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

    Ловушка для снов

    Кукла-оберег Путешественница.

    Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

    © 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки