Приемы страховки и самостраховки. Применение приемов страховки и самостраховки Самостраховка в гимнастике

Главная / Праздники и подарки
Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

», призванный помочь тем туристам, которые переходят в своем развитии из разряда «легкий треккинг» в категорию «серьезный туризм» с элементами экстремального туризма. Если вам уже хочется посещать места со сложным рельефом, преодолевать маршруты с элементами лазания по скалам, сложным переправам через реки и овраги, заниматься альпинизмом, спелеотуризмом в сложные пещеры, каньонингом, то скорее рано, чем поздно вы столкнетесь с необходимостью страховки.

Страховка в горах подразумевает использование снаряжения препятствующего вашему неконтролируемому падению и уменьшающая вероятность получения серьезных травм на сложном рельефе. На данный момент существуют как способы преодоления самых невероятных на первый взгляд препятствий, так и снаряжение, облегчающее этот процесс. В данной статье мы рассмотрим самое основное, базовое снаряжение, которое используют в большинстве видах экстремальной активности.

Известна так же как «обвязка», «система», «беседка». Представляет собой конструкцию, как правило, регулируемую по размеру, которая надевается поверх одежды и пошита из очень прочной стропы или альтернативных материалов. Для регулировки используются специальные пряжки. Часто страховочная система имеет мягкую проушину для крепления веревки, самостраховки, карабина, а также петли для закрепления «под рукой» специального снаряжения. Это, так называемые, «разгрузочные петли». Они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ силовыми,рассчитаны на нагрузку около 10кг и не могут использоваться для страховки!

Основная задача страховочной системы - надежно удержать сорвавшегося либо отдыхающего пользователя от падения. Это достигается путем закрепления человека с помощью специальных приспособлений на веревке, тросе, страховочной точке (крюке, страховочной проушине, петле, перилах, пр.).

Понятие динамической и статической нагрузки.

Большинство специального страховочного снаряжения сертифицируется на нагрузку в 22кН или больше. Зачем же нашей страховочной системе выдерживать нагрузку в 2200кг, если вес пользователя, как правило, не превышает 100кг? Все дело в тех физических законах, которые нам с разной степенью успешности вдалбливали в головы еще в школе. Если мы просто висим на веревке, то нагрузка на нее и систему будет приблизительно равняться нашему весу. Это статическая нагрузка. Но вот во время срыва, когда тело движется с ускорением, рывок может превышать наш вес во много раз. Это и есть динамическая нагрузка. Именно для этого требуется существенный запас прочности всех страховочных элементов.

От страховочного снаряжения зависит жизнь и здоровье человека, поэтому надежность - первый и основной критерий при его изготовлении и использовании. Все средства страховки подлежат обязательной сертификации по общепринятым международным стандартам. Так что, покупая снаряжение известной фирмы в магазине, вы уже можете не беспокоиться о его надежности. Главное условие - использовать снаряжение по его назначению! Поэтому, основным критерием выбора можно сделать функциональность, удобство, вес, компактность и, конечно же, цену.

Виды страховочных систем.

По конструкции выделяют три основных вида.

Надевается и крепится на пояс и верхнюю часть бедер. В настоящий момент это наиболее распространенная и универсальная конструкция. Именно она используется в большинстве видах экстремальной активности и имеет множество вариантов. Тем не менее, основные элементы в конструкции похожи у большинства моделей.

Наиболее универсальными являются системы, имеющие регулировки не только поясного, но и ножных обхватов с помощью специальных пряжек. Правда, такие конструкции несколько тяжелее и дороже. Так что, если вы выбираете систему только для себя, не собираетесь худеть или полнеть на 20кг, то есть смысл присмотреться к упрощенному варианту без «ножных» пряжек. При этом имейте в виду, что такую конструкцию будет труднее одеть/снять через ботинки и на высотную теплую одежду, например, пуховые и штормовые штаны. Так что, имеет смысл подумать об области применения.

Преимущества : удобство пользования, легкость, компактность, простота конструкции, наличие бюджетных моделей, распространенность.

Недостатки : в отдельных случаях не может обеспечить необходимого уровня безопасности, требует определенных навыков от пользователя.

Что это означает? Иногда при срыве, человек в следствии рывка в подобной системе может опрокинуться вниз головой, особенно, если на плечах у него рюкзак. Также, при сильных срывах, только лишь нижняя обвязка не может в достаточной мере компенсировать энергию рывка, что часто влечет за собой травматические последствия для пользователя.

«Верхняя система», «грудная обвязка»

Надевается на торс и, в следствии специфики конструкции и внешнего вида, часто называется в шутку «лифчиком».

На заре альпинизма и горного туризма грудная обвязка была основным и часто единственным способом страховки альпиниста. Не верите - посмотрите фильм «Вертикаль». В наше время грудная обвязка является дополнением к нижней системе в условиях, которые представляют реальную опасность серьезного срыва для пользователя.

Преимущества: компактная, легче нижней обвязки, повышает безопасность, особенно при движении с большим рюкзаком. Также верхняя система позволяет с большим удобством разместить возросшее на серьезных маршрутах количество специального снаряжения.

Недостатки: как правило, не используется независимо, обычно дополняет нижнюю. Использование в комплексе с нижней обвязкой предполагает определенный опыт.

Фактически, «два в одном» — объединяет в себе оба рассмотренных выше варианта. Используется там, где обязательна максимально надежная страховка, — сложный альпинизм, спелеология, промышленный альпинизм, и многие другие виды предельно экстремальной активности.

Основное преимущество - большая простота использования, меньшая громоздкость по сравнению с комбинацией верх + низ. Невозможно забыть или оставить часть страховки в лагере. Обеспечивает максимальную безопасность. Рекомендуется для детей.

Недостатки - больший вес по сравнению лишь с нижней системой, сложнее одеть-снять, особенно в комбинации с теплой верхней одеждой, скажем, на высотных восхождениях.

В непрофессиональном использовании наибольшее распространение получили «нижние системы». Как правило, в большинстве случаев, вы будете сталкиваться именно с ними - как при покупке в магазинах, так и на прокатах во всех уголках мира.

Самостраховка.

Следует понимать, что сама по себе страховочная система еще не обеспечит вам безопасность во время передвижения по сложному рельефу. Она - лишь одно из звеньев страховочной цепи, призванной обеспечить задержание в случае срыва и спокойствие во время движения/отдыха.

В данной статье мы подробнее рассмотрим еще один важный для новичка элемент - самостраховку . Как правило, использование усов самостраховки после короткого обучения инструктором (в лучшем случае) доверяется самому участнику и производится им на собственный страх и риск. Поэтому полезным будет узнать про это больше.

Ус самостраховки представляет собой небольшой отрезок веревки, либо стропы с петлями на концах (иногда так же по всей длине) для возможности быстрого закрепления за силовую стропу (проушину) страховочной системы с одной стороны и точку страховки (крюк, скобу, перила, веревку, что-нибудь еще) с другой. Другими словами, самостраховка это максимально надежный мост безопасности между вами (в страховочной системе) и точкой закрепления. Одна из основных команд в альпинизме звучит коротко: «самостраховка!» Это означает, что участник в безопасности и его можно не страховать.

Основные виды страховочных усов.

Самый простой и распространенный у начинающих (и не только) вариант. Может быть изготовлен на месте из любого куска сертифицированной альпинистской веревки подходящей длины.

Преимуществом его является относительная дешевизна, простота, надежность, износостойкость и возможность подстроить длину под конкретные задачи, а при необходимости уменьшить ее.

Недостатком можно считать относительно большой вес и большой занимаемый объем. Также необходим определенный объем манипуляций - два качественный узла, которые лучше доверить знатоку. Конечно, продаются готовые веревочные самостраховки с зафиксированными узлами. И даже с возможностью менять длину (еще более громоздкие).

В широком альпинистском ассортименте имеются так называемые «силовые петли» целого ряда довольно стандартных размеров (длины). Из подходящей по размеру петли можно путем простых (для инструктора) манипуляций сделать ус самостраховки. В настоящее время доступны петли из сверхлегких и сверхпрочных материалов, на пример, дайнемы (Dyneema), которые могут существенно уменьшить вес и объем снаряжения.

Преимущество - вес, компактность. Многофункциональность - при необходимости, петлю потом можно использовать как петлю)).

Наиболее желанный вариант. Часто представляет собой ту же петлю, но уже необходимым образом прошитую и имеющую на всем протяжении силовые петельки, позволяющие произвольно изменять длину в зависимости от необходимости, что бывает очень удобно.

Важно отметить , что для многих ситуаций необходимо иметь два уса самостраховки - это нужно для того, что бы менять точки страховки поочередно перещелкивая усы - таким образом, ни на секунду не оставаться без страховки.

«Фирменные» самостраховки часто представляют собой раздвоенные как змеиный язык усы. Один обычно длиннее другого для удобства.

Крепление самостраховки к страховочной системе и внешним элементам страховки.

Специализированные самостраховки сделанные из петли, как правило, крепятся к системе с помощью простой петли. Это максимально надежно и не требует никаких дополнительных элементов.

Часто самостраховку крепят к системе с помощью - специального устройства, использующегося для скрепления между собой двух (иногда большего количества) элементов. Также карабины используются для крепления уса к внешним страховочным элементам.

ВАЖНО! Для закрепления самостраховки разрешается использовать ТОЛЬКО карабины с фиксирующимся с помощью специальной муфты язычком предатвращающего возможность неожиданного раскрытия!

Самостраховка для маршрутов Виа Феррата (Via Ferrata). Амортизаторы рывка.

Малоизвестные у нас, но широко распространенные во многих странах мира (в основном развитых, поскольку требуют для реализации значительных ресурсов) требуют для прохождения специальную самостраховку с амортизатором рывка.

Виа Феррата - по-итальянски «железная тропа» — представляют собой специально оборудованные маршруты, проходящие по очень труднодоступному рельефу - часто по вертикальными и гладким скалам. Фактически, они позволяют людям с минимальной горной подготовкой залазить в места доступные только профессионалам высочайшего класса. Кроме того, эти маршруты при правильном использовании снаряжения одни из самых безопасных в горах. Достигается это за счет оборудования всего маршрута надежными и частыми точками страховки, на сложных участках, страховка лезущего происходит непрерывно. Маршруты Виа Феррата имеют свое особое деление на уровни сложности.

Большинство из них оборудовано не только страховочными точками, но и специальными ступенями либо металлическими (реже деревянными) скобами для спокойного подъема.

Для безопасного передвижения по таким маршрутам необходимо наличие:

Каски, страховочной системы, специальной самостраховки с двумя усами и амортизатором рывка.

Амортизатор рывка абсолютно необходим при срывах на коротких дистанциях закрепления лезущего по отношению к точке страховки, как правило, при отсутствии веревки, которая, растягиваясь, сам играет роль амортизирующего элемента. Наиболее часто амортизаторы рывка используются в промышленном альпинизме и на маршрутах Виа Феррата.

Обычно он представляет собой особым образом сшитую «гармошкой» стропу. Специально рассчитанная прочность шва при больших нагрузках приводит к его постепенному разрыванию, что и создает необходимый эффект амортизации.

Естественно, что при такой конструкции амортизатора после серьезного срыва, повлекшего за собой разрыв (частичный либо полный) амортизирующего шва, его нужно заменить.

Существуют и другие варианты устройства амортизаторов, но они менее распространены.

Выбирая страховочную систему, исходите в первую очередь из предполагаемых условий ее использования. Если вы затрудняетесь с выбором условий, покупайте максимально универсальную модель. При этом помните - чем более универсальной является вещь, тем больше (как правило) она будет проигрывать при специальном применении специализированным моделям.

Размер. Уточняйте у продавца (работника проката) размер системы. Есть отдельные конструкции сделанные по принципу «один размер», все же большинство «серьезных» изделий делятся на несколько размеров, маркированных подобно одежде - S, M, XL. Как правило, более мелкие градации в размерах компенсируются возможностями регулировки.

Страховочные системы регулируются с помощью специальных пряжек, рассчитанных на высокие нагрузки. Сейчас уже трудно встретить в продаже конструкции, оснащенные обычными одинарными пряжками, в основном встречается так называемый «дабл лок» — двойные пряжки, облегчающие регулировку.

Желательно выбирать модель с разгрузочными петлями для снаряжения - как минимум, двумя - под правую и левую руку. Это бывает очень удобно.

Во всех девайсах, связанных с безопасностью предлагаю исповедовать принцип - избегайте новых, непроверенных, слишком инновационных конструкций. Пусть их проверят другие, используйте то, в чем можете быть уверенными.

Если предполагается длительное (дольше нескольких минут) частичное либо полное зависание в страховочной системе, повисите в ней сначала в магазине (прокате) значительное время. Не все системы одинаково удобны.

Старайтесь выбирать изделия от известных производителей. Экономия средств должна быть разумной.

По возможности, серьезно отнеситесь к выбору специального снаряжения. Помните, что его использованию следует учиться, желательно - у профессионалов. Обращайтесь за консультациями к опытным людям, инструкторам, задавайте вопросы. Берегите себя и окружающих вас людей, ответственно подойдите к теме безопасности в своих поездках. Продвигайтесь в своем «экстремальном росте» постепенно, от простого к сложному, и мир в ваших путешествиях откроет еще очень много удивительного и прекрасного.

Одним из важнейших методических приемов обучения гим­настическим упражнениям является помощь.

Помощь - непосредственное участие страхующего в облег­чении выполнения упражнения. Главная задача помощи - соз­дать надлежащие условия для быстрого овладения техникой изу­чаемого упражнения. Помощь следует применять умело, подби­рать нужный момент и приложив необходимые усилия. Нельзя всю работу выполнять за гимнаста, так как у него не остается необходимых навыков для освоения упражнения. По мере овла­дения навыками физическая помощь уменьшается до полного ее прекращения.

Проводка - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия тренера должны соответствовать правильным действиям ученика во время выполнения упражнения.

Подталкивание - это кратковременная помощь во время вы­полнения упражнения.

Поддержка - один из важных приемов помощи. Она заклю­чается в том, что тренер поддерживает тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статистических уп­ражнений. Пример (мах дугой с поворотом на перекладине, по­ворот кругом на брусьях при махе вперед). При этом важно за­фиксировать положение тела в самой высшей точке. При выпол­нении упора руки в стороны (крест). По мере роста уровня тех­нической и физической подготовки помощь, проводку и поддерж­ку уменьшают, а потом прекращают совсем, заменяя их страхов­кой. Когда гимнаст достигает высокого уровня спортивного мас­терства и уверенно владеет обязательной и произвольной прог­раммами, желательно снять даже страховку.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требо­ваний:

1. Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть сры­вы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнений.

2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.

3. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и по­мощи с учетом характера упражнения, уровня физической и тех­нической подготовленности гимнаста.

5. Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустой­чивыми подставками.

7. Широко применять для страховки ручные и подвесные по­яса - лонжи, тренажеры, поролоновые ямы. Последнее в настоящее время занимает ведущее место в учебно-тренировочном
процессе.

8. Применять индивидуальные и групповые способы страхов­ки в меру необходимости.

9.Избегать мелкой лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.


Самостраховка - очень важный элемент учебно-тренировоч­ного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных поло­жений, которые могут возникать во время выполнения упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизме­нить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения во время срыва.

Обучение гимнастов страховке и помощи являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст дол­жен научиться страховать и помогать товарищу вовремя изуче­ния сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения.

Обучение приемам страховки осуществляется параллельно с овладением гимнастических упражнений. Учитель объяснив и по­казав упражнение, сразу показывает, как надо страховать и по­могать во время выполнения этого упражнения и привлекает к этому учеников.

Формирование навыков страховки и помощи должно осущест­вляться под строгим контролем учителя при сознательном и серь­езном отношении спортсмена.

Сначала страхует преподаватель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того, как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а пре­подаватель их дублирует.

В отдельных случаях, когда исполнение упражнений безопас­но, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Самостоятельная страховка значительно повышает от­ветственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обратить внима­ние учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.

Спортивная страховка

Страховка ребенку для занятий спортивными танцами нужна при поступлении в профессиональную школу танцев. Она требуется для занятий на тренировках, выездных соревнований и схожих мероприятий.

Оформить полис страхования для ребенка можно с помощью соответствующих сервисов, например .

Во время занятий используются сложные упражнения и движения, которые могут привести к определенным травмам. Это могут растяжения, разрывы и переломы. Именно они и являются страховыми случаями.

Для детей мы разработали два вида страхования:

  • Только для занятий спортом
  • Универсальный пакет - "Круглосуточное покрытие"

Пакет страховых услуг с покрытием 24/7 покрывает любые ЧП не зависимо от времени и места их наступления.

Страховка ребенку для спортивной секции

Тренировки предполагают постоянные активные движения и упорные физические нагрузки. Не до конца разогретые мышцы, столкновения и падения - всё это причины травматизма среди детей.

Страховка ребенку для спортивных танцев обязательна как для тренировок в школе, секции, так и для выездных показательных выступлений, соревнований, сборов. Такую страховку можно оформить на один год или на одно событие, так же на любой выбранный период.

Первый случай более преимущественен, ведь в таком случае дети получают возможность участвовать на соревнованиях, конкурсах в течении всего года. Полностью отвечает всем требованиям организаторов выступлений.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008).

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки; лямочные петли и перчатки; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут». К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Помощь способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка, фиксация, подталкивание, поддержка, подкрутка, комбинированные приемы, серийные приемы, поддержка, подталкивание (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

Особенности построения композиции в гимнастических видах спорта

Прежде чем перейти к особенностям построению композиций рассмотрим классификацию акробатических упражнений предложенную

Соколовым, Е.Г, 1973 он подразделил все акробатические упражнения по особенностям техники выполнения на три большие группы, каждая из них состоит из ряда подгрупп.

I. Акробатические прыжки. В эту группу входят прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они включаются в вольные упражнения как связующие элементы некоторых соединений

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперед можно делать и прыжком, т.е. с полетом после толчка ногами. При выполнении кувырков развиваются вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад, с обязательной фазой полета. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

4. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.

5. Сальто - наиболее сложные и эффективные акробатические прыжки. Эти безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т.е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина) и на батуте (подкидной сетке) (Соколов, Е.Г, 1973)

II. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

1. Одиночные упражнения, включают в себя стойки, мосты и шпагаты.

2. Парные упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т.д. В пирамидах может участвовать любое количество партнеров, однако в соревнованиях по спортивной акробатике выступают только четверки. Пирамиды с большим количеством участников выполняются в показательных выступлениях (Соколов, Е.Г, 1973)

III. Бросковые упражнения. В основе данной группы упражнений лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно. В зависимости от количества бросающихся и ловящих партнеров бросковые упражнения подразделяются на броски или ловлю одним, двумя, тремя т.д. партнерами, а по характеру полета верхнего - на упражнения без вращения, с полным вращением (полуперевороты), полным вращением (сальто) и вращением относительно двух осей (пируэты) (Соколовым, Е.Г, 1973).

На основании выше перечисленных акробатических элементов строятся соревновательные композиции по спортивной и парно-групповой акробатике. Таким же образом во всех гимнастических видах спорта на основании базовых элементов строятся композиции. По количественному составу выступающих композиции подразделяются на индивидуальные и групповые и имеют свои особенности при их составлении. Для них характерно, что подбору музыки, определению идеи группового упражнения предшествует определение состава группы. Уровень технической, артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели гимнасток во многом определяют содержание будущей композиции. В процессе изучения вопроса, было установлено два принципиально различных подходов к процессу составления композиций упражнений художественной гимнастики: последовательное составление по частям сразу окончательного варианта, то есть с уточнением основных деталей и нюансов; составление схемы упражнения с распределением элементов трудности без уточнения связующих движений, с последующей их доработкой.

Предложенная (Т.М. Мирошниченко, 2005) технологическая схема построения композиций групповых упражнений состояла из двух этапов: подготовительного и основного, которые предполагали два режима протекания процесса составления - естественного (в условиях тренировки) и виртуального (в условиях компьютерной программы).

Подготовительный этап предполагал последовательное прохождение пяти уровней составления композиции.

Первый уровень - отбор гимнасток. Отбор проходил в стандартных условиях тренировки. После определения цели и задач участия в соревнованиях осуществлялось комплектование команды гимнасток, подобных по уровню специальной технической, специальной физической подготовленности, антропометрическим показателям.

Второй уровень - выбор музыки, который регламентировал всю последующую творческую сторону построения композиции. В процессе выбора музыки учитывались: мнения и вкусы гимнасток, современные тенденции использования музыкальных стилей и направлений в художественной гимнастике, учет музыкально-двигательной, технической подготовленности и возраста гимнасток.

Третий уровень - предполагал работу в естественных и виртуальных условиях. В тренировочных (естественных) условиях, исходя из уровня квалификации, технической подготовленности и двигательных возможностей гимнасток, опробовались варианты и способы перебросок, взаимодействий. Одновременно с применением компьютерной программы, на основании данных об уровне спортивно-технической подготовленности гимнасток и структурной схеме музыкального произведения, осуществлялся выбор из базы данных элементов технической ценности без предмета (Нестерова Т.В 2000).

Четвертый уровень - моделирование схемы композиции в построениях с учетом «рисунков», опробованных перебросок, взаимодействий и типов построений, заложенных в базе данных. Выполнение этого шага в виртуальном режиме значительно сокращало и оптимизировало подготовительный этап. Компьютерной программой предлагалось 128 вариантов различных типов построений. Из них 43 варианта построений в линии, классифицированные на виды: вертикальные, вертикальные параллельные, горизонтальные, горизонтальных параллельные, диагональные, диагональные параллельные, асимметричные. Круги, треугольники (равнобедренные, прямоугольные), пятиугольники были отнесены к типу геометрических фигур и включали 32 варианта построений. Третий тип - фигурные построения представлены программой в 43 вариантах дугообразных, Т-образных (вертикальные, горизонтальные, диагональные) и крестообразных (равносторонних, разносторонних) видов построений. Комбинации треугольника с линией и линии с точкой были отнесены к типу смешанных построений и представлены в программе десятью вариантами.

Пятый уровень - распределение элементов трудности без предмета, перебросок и взаимодействий в виртуальной схеме построений создаваемой композиции, с учетом структуры и особенностей музыкального плана композиции. Программой предусматривались рекомендации относительно использования различных типов построений в зависимости от характера двигательных компонентов групповых упражнений: синхронные индивидуальные действия, асинхронные индивидуальные действия, переброски, взаимодействия, исходные и конечные позы. Контроль за рациональной последовательностью различных типов построений осуществлялся с учетом следующих критериев: не более двух взаимодействий подряд; проверка однотипности построений - не должно быть подряд два однотипных построения; наличие всех базовых построений (линии, круга, треугольника, пятиугольника, крестообразного и Т - образного).

Создание виртуальной схемы композиционной структуры групповых упражнений являлось завершающим шагом подготовительного этапа составления композиции (Новик М.Г., 1982).

Основной этап включал последовательное прохождение четырех уровней процесса составления композиции. Особенностью данного этапа являлось применение стандартизированной технологической схемы совершенствования композиции посредством возможностей тренировочного и виртуального режимов на каждом отдельном уровне процесса постановки композиции, согласно задачам и ожидаемому результату (рис. 1).

Рис. 1.

Шестой уровень. Расстановка гимнасток в ансамбле осуществлялась одновременно в виртуальных и естественных условиях по специально разработанной технологической схеме процесса построения и совершенствования композиций групповых упражнений (рис. 1).

Седьмой уровень. Практически одновременно с расстановкой гимнасток в «рисунке» построений проходило опробование и уточнение видов и вариантов построений, элементов технической ценности и оригинальных элементов в тренировочном режиме по технологической схеме шестого уровня.

Восьмой уровень - разработка в виртуальном режиме схемы переходов и перестроений из рисунка в рисунок построений с учетом уровня мастерства гимнасток и планируемой динамики исполнения композиций. Для этого в программу были заложены основные (простые, сложные) и оригинальные виды перестроений. Сложность перестроений квалифицировалась по степени пространственных расстановок гимнасток. Простые перестроения предполагали перемещение гимнасток по прямым из простого построения в простое; сложные перестроения - перемещения по прямым из простого в сложное построение или из сложного в сложное. Для оригинальных видов перестроений были характерны дугообразные траектории перемещений, как правило, из простого построения в сложное или из сложного в сложное.

Девятый уровень - непосредственное составление исходного рабочего варианта и доводка композиции до конечного соревновательного варианта. На данном уровне, завершающем процесс составления композиции, вносились коррекции в поэлементный состав, структуру построения композиции. Процесс составления считался законченным, согласно принципу соответствия судейским требованиям, по мере доведения композиции до соревновательного варианта. Затем в подготовке следовал переход от составления композиции к совершенствованию композиционно- исполнительского мастерства, как отдельной гимнастки, так и команды в целом (Нестерова Т.В, 2000).

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки