Йога: влияние вегетарианства на разум и тело. Вегетарианство - путь к здоровью и гармонии Обязательно ли быть вегетарианцем чтобы заниматься йогой

Главная / Отношения 

Возникает ряд вопросов относительно образа жизни. Часто можно обнаружить разную информацию из различных источников. Где-то утверждается, что категорично нужно отказаться от каких-то определённых привычек. Другой источник может сообщать, что это желательно, но не обязательно. А в третьем вообще может содержаться прямо противоположное первому. Во-первых, это связано с тем, что многое очень индивидуально в йоге. Что для одного человека хорошо, для другого может быть нежелательно. Во-вторых, в разных направлениях йоги могут быть разные условия и разные последствия одного и того же явления. Но всё же есть общие нормы и принципы, исходя из которых, можно вывести правильное решение в конкретном случае.

Кадр: Youtube канал Vegelana 🌿 Светлана Ланская

Почему вегетарианство предпочтительно для занятий йогой

Один из часто возникающих вопросов относительно йоги касается правильного питания. Нужно ли обязательно быть вегетарианцем? Если да, то почему?

В йоге нет такого убеждения, что обязательно нужно быть вегетарианцем. Но всё же если есть выбор, то вегетарианство предпочтительней по ряду причин. В йоге существуют понятия уместного и неуместного. Можно понять народы, живущие в суровых условиях, где холодно и нет возможности полноценно питаться вегетарианской едой. Например, такое может быть в Тибете.

Но стоит учитывать, что там животные для скотоводства находятся не в тех условиях, в которых мучаются животные на фермах и скотобойнях. Считается даже, что если животное прожило жизнь для обеспечения мясом хозяина, то потом его сознание переродится в хороших условиях. Если его мясом питается йогин, значит, по карме оно заслуживает благодарность за служение. Но животные, которых держат на фермах, проживают страдания и умирают в страхе.

Всё это сказывается на свойствах мяса. То, что продают в магазинах, очень негативно влияет на разум и тело людей.


Йога и вегетарианство. Кадр: Youtube канал Ty Landrum

Йога и вегетарианство: несколько причин для отказа от мяса

Первая причина . Все, люди участвующие в производстве мясных продуктов, получают негативную карму. Сознание животного будет им генерировать негативные посылы. В продукте остаётся информация страха животного. Если не стоит вопрос жизни и смерти или исполнения редкого ритуала, то настоящие йоги предпочитают не есть мясо. Это противоречит принципу ахимсы. Ведь потребитель поддерживает производство мяса.

Вторая причина . Мясо – это энергия определённого вида – тамаса. В йоге есть такое понятие – тамас. Оно означает тяжесть, инертность, неосознанность. Он присущ многим животным. Разум состоит из комбинаций саттвы, раджаса и тамаса. В состоянии саттвы – это ясность, свежесть и радость. Это необходимое условие для духовного роста. Раджас – это активность, движение. В состоянии тамаса человек не способен осознавать даже не очень сложные вещи.

Разум формируется из поступающих энергий. Поэтому от того, какая съедена пища, будет зависеть состояние разума и степень осознанности. Когда йогин достигает ступени разотождествления с разумом, тогда он может иметь чистое видение независимо от разума. Но это уже состояние, близкое к просветлению. До этого момента человек осознан настолько, насколько близок его разум к саттве.

Третья причина . Мясо является трудной для усвоения едой. Организм тратит большое количество энергии на его переработку. Это неэффективно. Для сравнения можно привести пример. При усвоении злаковой каши, допустим, тратится 1 единица энергии, а выделяется 4 единицы. При усвоении мяса, тратится 2 – 2.5 единицы энергии, а выделяется 4 единицы. При одинаковом выходе, энергозатраты больше в случае с мясом. Ведь вегетарианская еда – это первичный источник энергии, образующийся благодаря аккумуляции солнечной энергии. Мясо – это уже вторичный источник энергии.

Четвёртая причина . Мясо долго совершает долгий путь по пищеварительному тракту. Это плохо влияет на полезную микрофлору и состояние кишечника. В результате ухудшается пищеварение. Угнетённая полезная микрофлора не образует достаточного количества витаминов и нужных элементов. Проявляется дисбактериоз. Образуется мочевина, которая отравляет организм. Из-за неё страдают суставы.

Могут ли быть негативные последствия из-за отказа от мяса?

После отказа от мяса многие люди (особенно те, кто практикует йогу) отмечают повышение выносливости организма. Тело становится более гибким, а разум проясняется. Это неудивительно, ведь высвобождается большое количество энергии, которая ранее тратилась на переработку мясных продуктов. Кто-то может сказать: “Откуда же тогда брать белок?” На самом деле это не такой сложный вопрос.

Стоит посмотреть на травоядных животных, которые питаются одной травой, и станет понятно, что мышцы могут расти и на вегетарианской пище. Здесь стоит отметить, что для их наращивания нужны тренировки, а не жиры и белки в чистом виде. Дело в том, что полезная микрофлора ЖКТ вырабатывает белки и необходимые витамины. Главное условие, чтобы она получала питание. Полезные бактерии питаются сырой клетчаткой. Это сырые фрукты, овощи и прочее. Пищеварительная система человека очень похожа на пищеварительную систему травоядных животных, а не хищников. Отсюда можно сделать выводы.

Заключение

Главное на пути духовного развития – это не питание. Главное – осознанность. Но если есть выбор, то очень важно не причинять вред прямо или косвенно ни одному живому существу. Без сострадания к другим невозможно достичь духовных высот. Кроме того, питание мясной пищей – энергетически затратное дело. Кроме того, эта энергия загрязняет разум. Разум необходимо привести в состояние саттвы.

Изображение: кадр youtube, канал Ty Landrum.

Вопрос о том, способствует ли вегетарианство успешной практике йоги, задают себе почти все йогины и йогини. Довольно часто об это спрашивают и те, кто совсем недавно познакомился с йогой и кому хотелось бы побыстрее зачислить себя в ряды «настоящих практиков». Ответы из серии «прислушайтесь к своему телу» воспринимаются довольно скептично, а интересующиеся граждане продолжают настойчиво требовать более конкретных рекомендаций. И вот что мы можем сказать:

Sergiy_Telesh_shutterstock

По порядку: что такое вегетарианство?

Для начала, о самом термине. Термин «вегетарианство» появился в 19 веке в Англии. Происходит он от латинского слова «vegetus» , которое можно перевести как свежий, цельный, живой, а словосочетание «homo vegetus» можно было бы истолковать как психически и физически здоровый человек.

Отказ от продуктов животного происхождения способен предотвратить ряд серьезных недугов, таких как заболевания сердечно-сосудистой системы и некоторые виды рака. В 60 годах XX века была проведена серия исследований, продемонстрировавшая, что мясоедение можно поставить в один ряд с такими проблемами человечества, как алкоголизм и табакокурение.

Если, например, говорить о сердечно сосудистой системе, то чем больше животных жиров мы употребляем в пищу, тем больше холестерина откладывается на внутренних стенках наших артерий, а их накопление влияет на циркуляцию крови, в частности на ее движение к сердцу.

Говоря об онко заболеваниях, будет уместным вспомнить, что в таких странах как Япония и Индия случаи диагностики рака прямой кишки или матки встречаются гораздо реже по сравнению со странами, чьи кулинарные предпочтения базируются на мясной диете. Некоторые могут возразить, утверждая, что человек издавна питался мясом и вообще для полноценной жизни нам необходим белок, однако существуют свои нюансы. Во-первых, несмотря на то, что человек с давних времен питался мясом, наши челюсти, зубы и вся пищеварительная система больше приспособлены к вегетарианской пище. Во-вторых, по сравнению с утверждениями 20-ти летней давности о том, что для поддержания хорошего жизненного тонуса нам необходимо употреблять в пищу 150 граммов белка ежедневно, современные ученые говорят, что достаточно 45 граммов в день, а это количество легко достигается даже исключительно растительной диете (бобовые, каши, орехи и т.д.).

Maksim_Shmeljov_shutterstock

Как вегетарианство связано с йогой?

Свами Шивананда учил, что правильное питание - одно из пяти важнейших правил полноценной жизни и успешной практики йоги. В ее философии присутствует такое понятие как «гуны» или качества присущие всему живому. Качества эти называются Саттва, Раджас и Тамас. Саттва символизирует чистоту и покой, Раджас - движение или страсть, Тамас - тяжесть, инертность. Эти качества находятся в постоянном взаимодействии и могут быть проявлены в одном и том же предмете. Съедобный пример - фрукт. Его крепкая и спелая часть соответствует Саттве, подгнившая - Тамасу, а примятая (находящаяся в процессе перехода)- Раджасу. Для тех, кто рассматривает учение йоги, как неотъемлемую часть своей жизни, рекомендуется придерживаться саттвичной диеты включающей в себя злаки, мед, семечки, орехи, овощи и фрукты, масло, молоко и хлеб из цельной муки. Считается, что Саттва в пище помогает нам культивировать это качество внутри себя, кроме того, такая пища гораздо легче переваривается, меньше загрязняет организм и не будоражит нервную систему.

Качество Раджас присуще рыбе, яйцам, соли и большинству приправ, шоколаду, кофе и чаю. Мы уже выяснили, что Раджас - это движение, и естественно, что еда из этой категории должна стимулировать и подталкивать к действию.

Тамас, как ни странно, очень часто путают с качеством Саттвы. Так, например, пассивность зачастую называют покоем, а инертность - спокойным сознанием. Мясо, алкоголь, табак, чеснок, лук, консервированная и разогретая пища относятся к категории Тамас, и чем больше такой пищи мы едим, тем больше Тамаса накапливаем.

Пять ограничений и вегетарианство

Теперь о связи вегетарианства и классической философией йоги. Первая и, по мнению большинства йогов, самая важная из пяти Ям (ограничений)- это Ахимса. Ахимса означает ненасилие или не нанесение вреда.

Вред, насилие или Химса бывает трех видов - физическая, словесная или ментальная, и может совершаться как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе. И в первом, и во втором случаях Химса является препятствием на пути Йоги. Поедая мясо убитого животного, мы не только нарушаем Ахимсу актом убийства, но и причиняем вред собственному телу, принуждая его к переработке грубого и не очень чистого материала, а такая переработка - очень расходный (с точки зрения энергозатрат) процесс. Рамки в которые мы себя помещаем, безусловно нас ограничивают, но в то же самое время дарят нам большую степень свободы. Вы растягиваете свое тело, принуждая его подолгу оставаться в неудобных позах, и в то же самое время раскрываете его максимальный потенциал, дарите ему свободу движения.

Материал подготовлен с помощью Оксаны Сиваковской.

Оксана - руководитель Международной школы йоги «Васудэва» в Украине, занимается практикой йоги с 1998 года. Специалист по йоге и биоэнергетике сертифицированный Европейской Ассоциацией нетрадиционной медицины и Европейским Альянсом Йоги. Wellness couch, нутрициолог, специалист по детоксу.

«Обязательно ли переходить под знамёна вегетарианцев?» - этот вопрос нередко встаёт у начинающих (и продолжающих) практиковать йогу.

Давайте отбросим в сторону идеологические и эмоциональные аспекты, и попробуем ответить на вопрос, обратившись к объективной реальности и медицинским фактам.

Несколько лет назад СМИ запестрели заголовками, типа:

«ВОЗ признала вегетарианство и сыроедение заболеванием.»

«Согласно новой классификации заболеваний Всемирной Организации Здравоохранения, вегетарианство является отклонением от нормального поведения.»

«Большинство вегетарианцев по всему миру пришли в шок от того, что эксперты из Всемирной ассоциации здравоохранения (ВОЗ) признали их психически невменяемыми.»

С другой стороны, материалы, опубликованные в докладе ВОЗ 1991 года Diet, Nutrition and the Prevention of Chronic Diseases, где говорится о пользе вегетаринской диеты для предотвращения ряда хронических заболеваний, до сих пор весьма популярны среди практикующих (и весьма уважаемых и опытных) врачей.

«Перейдя на вегетарианское питание - я почувствовал прилив сил, стал более гибким и спокойным»,- пишет многоуважаемый и известный «гуру», несколько десятилетий практикующий кундалини-йогу.

«Отказался от мяса - и через полгода почувствовал слабость, стал часто болеть, а в довершение обзавелся новым диагнозом - железодефицитна я анемия», - рассказывает в своей статье другой, не менее известный и популярный инструктор хатха-йоги.

И где же истина? Кто из них прав? Неужели оба?

Конечно, истина посредине. Надо только её найти, нащупать, почувствовать. А мозг и здравый смысл-вам в помощь.

Ведь когда человек становится одержим подсчетом калорий в каждом съеденном куске и смысл всей его жизни –это составление меню на день, а здоровое питание превращается в какую-то «кухонную религию» - с одной стороны, и аллергик, у которого возникает отёк лёгких от одного запаха цитрусовых, бесшабашно вливающий в себя коктейль из водки и апельсинового сока- с другой, явно не вызывают одобрения. Скорее, если и не протест на грани с раздражением (в случае вашей повышенной толерантности), то как минимум недоумение и непонимание (хотя бы из соображений гуманности).

В медицине существует такое понятие- орторексия (патологическая страсть к здоровому питанию). Именно патологическая, т е ненормальная. Хотя границы нормального и ненормального весьма условны. Но они существуют. Когда у молодой женщины, страстно проповедующей веганство, начинают разрушаться зубы и кости, когда маленькие дети в семье преданных вегетарианству родителей буквально доведены до кахексии (крайней степени истощения) и нуждаются в реанимационных мероприятиях - вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что это ненормально. Другое дело, что и в семьях типичных мясоедов порой наблюдаются не менее дикие случаи доведения собственных детей до тяжелой степени анемии, рахита, гипотрофии (пониженного питания), а у молодых женщин, которые про вегетарианство даже и не слышали, тоже случаются подобные «неприятности» со здоровьем. Тут надо разбираться с каждым конкретным случаем отдельно и помнить, что у каждого в этом мире - свой путь, уникальный и неповторимый. S uum cuique (лат.) – всякому своё, каждому по его заслугам. И это – справедливо.

Все люди разные, неповторимые, уникальные. Во всей Вселенной нет двух одинаковых людей, у каждого свой обмен веществ, свои физиологические процессы, свои предпочтения, увлечения, пристрастия. Свои взгляды на жизнь. Своё видение прекрасного. Это как «Солнце встаёт на Востоке и Волга впадает в Каспийское море».

А ещё есть прекрасное правило – ахимса. Не вреди-ни себе, ни другим! (оно везде кстати, и в решении вопроса о выборе системы питания - тоже).

Спорить о том, что лучше и полезнее- вегетарианство или мясоедение - это то же самое, что доказывать, что бокс лучше, чем плавание, блондинки привлекательнее брюнеток, яблоки полезнее груш!

Не правда ли, вывод напрашивается вполне логичный- вегетарианство (веганство, сыроедение) или мясоедение –личное дело каждого человека. Главное-чтобы человек был разумным и вменяемым.(А если с этим напряг- к доктору! Бегом! Главное, чтоб доктор попался вменяемый…;-)

Я описал идеальную ситуацию по питанию йогов которая идёт из Индии и основывается на аюрведе.

В этой статье я выражу своё отношение к теме вегетарианства, она формировалась достаточно долго и меня бросало то в одну то в другую сторону. На своём примере я покажу причины увлечения вегетарианством, может кто-нибудь из вас найдёт их в себе. Скажу сразу, что я не вегетарианец и оставаясь йогом не испытываю внутреннего конфликта по этому поводу, хотя так было не всегда.

Ментальная ловушка для начинающих практиков

Начинающий заниматься йогой уже имеет представление о йоге и пытается найти соответствие им. Общепринятое соответствие йоги и вегетарианства занимает одно из первых мест в становлении йога. И в моих статьях и в сети интернет, да и в жизни вы найдёте много тому подтверждений. Также вы найдёт много логических и духовных обоснований за и против употребления животной пищи. Именно в это пространство попадает начинающий.

Туда же попал и я, когда приехал в Индийский ашрам и с головой окунулся в новый режим питания. Это было принято в том сообществе людей и духовной традиции, а также соответствовало моему пониманию каким должен быть настоящий йог. Я не задумывался об убийстве животных и всей той информационной волне, оправдывающих веганов. Так было принято и я принял. В том многообразии Индийской еды я просто наслаждался и еле держал себя в руках чтобы не объедаться, хотя не всегда это удавалось.

Вернувшись в Россию, я придерживался вегетарианства, хотя это было сложнее. Кафе Троицкий мост в Питере и Гауранга спасали меня между поездками в Индию. Но однажды при очередной поездке в Индию в ашраме я пожаловался на недомогание в конечностях, у меня крутило ноги и суставы, одному пожилому канадцу который жил со мной в одной комнате.

Он сразу же спросил меня принимаю ли я какие нибудь БАДы, для восполнения аминокислот, из мясной пищи. Конечно же, ничего такого я не принимал, но на следующий день поехал к врачу который прописал мне необходимые пилюли, после которых мне стало лучше.

Научитесь слушать себя

Это был первый момент когда я стал сомневаться в необходимости отказа от животной пищи, ради каких то идей. Я следовал этой идее ради здоровья, а оказалось, что лично мне это вредит. Плюс ко всему у меня всегда был недостаток веса, а такая диета его не добавляла, скорее наоборот. После возвращения в Россию я стал всеядным, это был какой то срыв, хотелось того, на что я раньше не обращал внимания.

Благо, я продолжал делать чистки, голодания и хлынувшее изобилие не очень навредило моему здоровью. Оставалось только какое то несоответствие между тем что я йог и ем мясо. Оно прочно завладело мной и выхода было не найти. Организм говорил одно а голова другое, был постоянный конфликт, но позже пришло понимание, что увлечение вегетарианством было извне, а не из потребности моего тела.

Интересный факт, я долго не ел сала, хотя всегда любил его. Так вот после обнаружения у меня песка в почках, а происходило это из-за частых перемещений по миру и смены воды. Именно употребление сала сырого, без термической обработки, избавило меня от песка в почках.

Я начал прислушиваться к организму и могу сказать что знаю что ему надо сейчас. Я не ем мясо каждый день, в рационе много овощей и фруктов. Из животной пищи предпочтение к курице и рыбе. Молоко ни в каком виде, кисломолочные принимаю, когда не пощусь. Посты соблюдаю православные, чистки дважды в год.

Я очень люблю индийскую кухню и наслаждаюсь приезжая в Индию, многообразием вегетарианских блюд. А во время следую рекомендациям доктора и не употребляю животную пищу. Иногда готовлю блюда этой кухни после возвращения в Россию.


Я нашёл то, что подходит мне по питанию из огромного числа методов и систем. У меня нет конфликта между тем что я преподаватель йоги и не вегетарианец. А это самое главное. Вы можете сказать, а как же те рекомендации в статьях по питанию?

Заключение

Статьи направлены на то, чтобы читатели задумались на тем что они едят, и чем продиктованы их пищевые привычки. Я предлагаю на выбор много различных систем питания с запада и востока, но ваше тело уникально и только вы знаете что для него полезно, а что вредно. Нет единой системы, подходящей для всех.

Интересный факт что 84% вегетарианцев становятся всеядными через несколько лет. Вот так и я незаметно попал в статистику. Об этом и других научных исследованиях о пользе и вреде для здоровья веганства сыроедения и т. д. в этом видео, очень рекомендую.

Прощаюсь с вами, мои читатели и друзья. Хочу ещё раз сказать что я не против вегетарианства и других методов, я за меру во всем и осознанность наших мотивов и действий. Делитесь этим материалом с друзьями, подписывайтесь на обновления и пишите комментарии.

Напоследок несколько фото из Крыма, здесь кстати готовят вкусный плов, лагман и чебуреки, а клубника с черешней тоже очаровательны!


Рано или поздно перед практикующими йогу встает вопрос о питании : изменения в теле требуют перемен в рационе – привычная пища может показаться грубой, практикующий начинает слышать себя и может менять привычную диету и образ жизни. Нередко резкие перемены (переход к вегетарианству/веганству) продиктованы политикой школы, к которой относит себя йогин (Дживамукти-йога, Аштанга-виньяса йога и т.д.).

Естественным образом возникают вопросы:

  • должен ли каждый йогин становиться вегетарианцем и почему?
  • что по этому поводу говорят древние тексты по йоге?
  • какие мнения известных учителей существуют по вопросу питания для йогина?

В Йога-сутрах Патанджали нет прямого указания на какое-либо правильное питание для йогина. Обычно приверженцы вегетарианского питания ссылаются на сутру 2.30, где речь идет о ямах, в частности, об ахимсе – непричинении вреда, ненасилии.

Б.К.С. Айенгар в своих комментариях к Йога-сутрам указывает, что:

«яма предполагает нежелание вреда, которое должно пронизывать любые наши помыслы, слова и поступки».

Исходя из подобного комментария, можно сделать вывод, что лишение жизни другого живого существа противоречит ахимсе.

В «Хатха-йоге Прадипике» (с комментариями Свами Муктибодхананды) в шлоках 58-63 конкретно указывается, какая еда способствует садхане йогина, а какая строго противопоказана. Так, в шлоке 59 четко указано, что алкоголь, рыба, мясо, творог и т.д. запрещены для практикующих хатха-йогу. Одновременно в шлоке 62 указывается на благоприятное употребление молока и меда – то есть придерживаться строгого вегетарианства не рекомендуется. Одновременно, Свами Муктибодхананда пишет в комментарии к шлоке 63:

«Следует, конечно, принимать во внимание и то, что диета, приводимая, в Прадипике, пригодна в основном для климатических и природных условий Индии. К тому же это питание практикующего хатха-йогина, посвящающего много часов в день своей садхане, а не человека, который занимается один час раз в неделю в классе йоги».

Обратимся также к «Гхеранда-самхите», одному из трех классических текстов по хатха-йоге наряду с «Хатха-йогой Прадипикой» и «Шива-самхитой»:

5.16. Кто начинает йогу без соблюдения диеты, тот только навлечёт на себя различные заболевания и останется без Сиддхи.

5.17. Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль – чистая и без стручков.

5.18. Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола, зизиф, бананы и фиги.

5.19. Незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджаль, корни и плоды растения риддхи,

5.20. молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья Патолы, Виштука (вил шпината), овощи Хималочика – вот виды овощей, которые подходят для йогинов.

5.21. Пища – чистая, сладкая и не острая – должна наполнять желудок наполовину. Это – умеренное питание.

5.22. Половина жедудка должна быть наполнена пищей, четверть – водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов.

5.23. Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева.

5.24. Также следует избегать плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша,

5.25. а также Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука.

5.26. Начинающий йогу должен избегать путешествий, женщин и не должен греться у огня. Он также должен избегать сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

5.27. Однако йогин должен есть кардамон, мускатный орех и белую гвоздику,

5.28. Розовые яблоки, финики и другие плоды, возбуждающие жизненную силу.

5.29. Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, нежгучей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела.

5.30. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что слишком горячо.

Дешикачар Т.К.В. в своей книге «Сердце йоги» высказывает интересную позицию по поводу употребления мясной пищи, он призывает йогина в первую очередь быть разумным и не забывать о доброте по отношению к самому себе : в голодный период отказываться от мяса, если ничего другого нет, он считает, безответственным и неразумным, как по отношению к себе, так и по отношению к людям, перед которыми у нас есть обязательства. Дешикачар призывает, думая об ахимсе, тренировать способность оценивать ситуацию.

Обратимся к труду Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика: прояснение йоги». Во введении к своей книге Гуруджи, рассказывая читателю о яме, четко выражает свою позицию по поводу практики ахимсы:

«Йог верит, что убить или уничтожить существо – значит оскорбить его Создателя. Люди совершают убийства ради пропитания или из самозащиты. Но, если человек – вегетарианец, это еще не значит, что он чужд насилия по темпераменту или что он йог (хотя вегетарианство – необходимое условие для занятий йогой)».

Еще один знаменный ученик Кришнамачарьи – Паттабхи Джойс в книге «Йога Мала» высказывает следующее мнение по поводу правильной еды для йогина:

«Человек, практикующий йогу, должен употреблять в пищу только продукты саттвического качества. Ни в коем случае нельзя питаться продуктами, которые взращивают страсть и порождают сумерки сознания, например мясом или жиром. Следует отказаться также от употребления ядовитых веществ, таких, например, как никотин».

Основатели популярного на западе стиля «Дживамукти йоги» Шерон Геннон и Девид Лайф являются не только убежденными веганами, но и активистами, борющимися за права животных, таким образом, их понимание ахимсы идет гораздо дальше, чем отказ от употребления в пищу мяса животных – они призывают полный отказ от всей продукции, изготовленной из шкур или кожи животных, отказ от товаров, которые могли тестироваться на животных и т.д. Всех своих последователей вышеназванные ученики Шри Паттабхи Джойса призывают следовать веганской диете, ибо это один из залогов успешной практики йоги.

Обратимся к мнению российских преподавателей йоги. Например, Сергей Агапкин твердо убежден, что отказ от мяса может повлечь серьезные проблемы со здоровьем, в том числе железодефицитную анемию (интервью Yoga Journal, №38), а также, что йога подразумевает под собой освобождение от всех условностей, а не формирование новых, например, в вопросах питания. Михаил Константинов, директор Аштанга-йога центра, высказывает противоположное мнение:

«Если вы собираетесь полностью погрузиться в традиционную хатха-йогу, включая интенсивную практику асан, выполнение длинных циклов сложных пранаям, медитацию и пр., то вам неизбежно придется стать вегетарианцем. Но это произойдет мягко и постепенно, с усилением и усложнением практики».

Итак, мнения по поводу вегетарианской диеты разнятся от школы к школе и от учителя к учителю. Возможно, самым оптимальным вариантом для начинающего йогина будет быть честным перед самим собой и окружающим его миром, оптимально оценивать последствия своих действий и помнить о законе кармы. Практика открывает новые горизонты, за которыми старательный йогин обязательно найдет необходимые ему ответы, установит гармоничный для него режим и корректный план питания. Искреннее соблюдение этических принципов поможет приблизиться к высшим целям йоги.

Лично я убеждена, что если практиковать именно йогу, а не просто асаны, и относиться к своей практике максимально осмысленно, то переход на вегетарианство неизбежен. Он будет приятным, мягким и само собой разумеющимся. Сердце йогина раскрывается, сострадание не является чем-то чуждым, мы начинаем отчетливо осознавать, как все живые существа в мире связаны, и какое влияние один взятый человек оказывает на мир.

Я уверена, что именно йога способна открыть нам глаза и помочь нам стать более осознанными : ведь, если подумать – почему мы признаем расизм, сексизм, рабство вещами вне закона и чем-то ужасным, а повсеместное убийство живых существ и намеренное причинение им вреда – порядком вещей? Тогда, где же ахимса?..

Многие сторонники мясной диеты приведут тысячу доводов о вреде вегетарианской диеты и её бессмысленности. Однако, ученые мира уже давно открыли, что в той же сое во много раз больше белка, чем в куске мяса, что ресурсы, затрачиваемые на производства мяса в разы превышают ресурсы, затрачиваемые на производство растительных продуктов.

И, если мы еще раз обратимся к ямам, то мы можем увидеть следующее:

  • что такое ахимса, как не непричинение вреда и бережное отношение к природе и животным;
  • что такое сатья, как не разглашение правды о том, какие страдания претерпевают животные перед тем, как попадают на тарелку;
  • что такое астея, как не воздержание от обладания тем, что нам не принадлежит – а, именно, другими живыми существами;
  • что такое брахмачарья, как не прекращение эксплуатации животных, связанной с их размножением – получение яиц, молока и их детенышей;
  • что такое апариграха, как не отказ от ненужных нам вещей и неворовство у природы: мы можем прожить без норкового манто, а вот 50 норок, чьи шубки понадобились для её изготовления, были убиты ради… чего?

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки