Как порепетировать речь. Репетиция публичного выступления. Как правильно готовиться к выступлению

Главная / Отношения 

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.

Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется «передергивание» (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.

Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст».

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами: выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

Репетиция (с лат. - повторение) - пробное произнесение речи мысленно или вслух - позволяет, прежде всего, запомнить речь, при­выкнуть к ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) составляющую речи, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репе­тиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закре­пить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма все необходимые элементы речевого действия, что называется быть во всеоружии.

Репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет изменения либо темпа речи, либо размера текста. Оратор должен хорошо представлять себе от­носительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.

Репетировать речь следует не по отдельным смысловым кван­там и блокам, а как целое, не смущаясь из-за допущенных ошибок и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чте­нии, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу не­принужденности и используются как специальный прием в налажи­вании контакта с аудиторией. Все зависит от конкретной речевой ситуации.

Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внут­ренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с от­дельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.

Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть. Разумеет­ся, ключевые фрагменты выступления - выводы, лозунги - следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальное информа­ционное содержание речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.

Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия»? Ответ на этот вопрос однозначно отрицатель­ный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репе­тиции происходит автоматически, без мучительной зубрежки. Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвес­ти в ранг опорных, но это, безусловно, исключение, а не правило.

Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воз­душного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уме-

стно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) проб­ных слушателей, перед которыми следует прочитать речь в различ­ных вариантах.

Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистиз­ма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных орато­ров, преимущественно новичков, он формирует некоторую манер­ность в поведении. Выбор данного метода в каждом конкретном слу­чае остается за оратором.

Некоторые готовят свою речь во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы За­пада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок), изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.

Еще по теме Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории:

  1. Практическое занятие № 10. Произнесение судебной речи. Работа над языком и стилем судебной речи
  2. Вопрос 2. Произнесение судебной речи как кульминация судебного разбирательства
  3. Практическое занятие № 7. Особенности судебной речи, ее разновидности. Особенности судебной аудитории.
  4. Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи
  5. Основные требования к аргументирующей речи как главному оружию митингового оратора
  6. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

К сожалению, сегодня, далеко не каждый человек умеет красиво говорить. Кто-то умеет сказать так, что можно заслушаться. Кто-то же выражает свои мысли скомкано и сумбурно, держится на публике неуверенно. Все это зависит не от простого стечения обстоятельств, а от того, что один человек тщательно готовился к выступлению, несколько лет занимался постановкой голоса, умением правильно себя держать перед аудиторией, правильно, красиво говорить, держать зал своим вниманием, а другому все это показалось совершенно ненужным.


Умение правильно, грамотно говорить - это целое искусство. Познавать его можно годами, но так и не познать до конца. А можно просто притронуться к этому бездонному миру. Все зависит от того, для чего вам нужно красиво говорить.

Публичное выступление. Во время публичного выступления, все взоры публики направлены исключительно на вас. Поэтому вам необходимо заранее решить, как вы будете выглядеть, какую манеру поведения выберете, как будете обращаться к слушателям.

Не читайте по бумажке . Даже если вы оформите свою речь в красивую папку, мы все равно не советовали вы ее читать по бумажке. Когда вы смотрите в текст, вы напряжены, вы постоянно боитесь забыть или неправильно прочитать какую-то информацию, сбиться. В итоге, ваше напряжение чувствуется. Зритель не воспринимает вашей речи, спустя некоторое время начинает отвлекаться. Когда же вы говорите непосредственно в зал, к вам абсолютно другое отношение. Даже если у кого-то и была мысль посмотреть в свой сотовый телефон, узнать который час, все тут же забудут о своей задумке. Когда вы обращаетесь к людям, люди идут навстречу вам. Они могут простить волнение, какую-то ошибку, то, что вы запнетесь, скажете что-то не то или не так.

Одевайтесь по поводу . Во многом отношение зрителей к вам определяет стиль в одежде. Вам просто необходимо быть модной , надевать всегда чистую и опрятную одежду. Во время выступления вы должны думать исключительно о своей речи. А не о том, как вы выглядите, что где-то порвались колготки, в боках вы пополнели. Этих мыслей быть, в принципе не должно. Если вы думаете об этом, то сходите к психологу, посетите тренинги по личностному росту. На сцене, перед большой аудиторией, вы всегда само совершенство. Если кто-то думает иначе, то он ошибается.

Не репетируйте речь перед зеркалом. Множество людей делают огромную ошибку, когда репетирую речь перед зеркалом. Вы заранее обрекаете себя на провал. Так, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы концентрируемся не на тех словах, которые произносим, а на позе, которую принимаем, на внешности. Мы подсознательно ищем более выгодные ракурсы. Например, если вы невзначай взмахнете правой рукой так, чтобы задеть волосы, то вы станете более сексуальной. Если вы повернетесь к залу полубоком, то так будет меньше виден ваш второй подбородок. Да, вы все это замечаете, заметят это и остальные, но только в другом контексте. Теперь представьте само выступление. Вы выходите, встаете перед залом, а потом начинаете корчить рожи. Вы сейчас не концентрируете внимание на словах, не выделяете главное и второстепенное. Вы пытаетесь вспомнить, как выглядели перед зеркалом еще сутки назад. А так как перед вами зеркала нет, вам все время кажется, что стоите вы не так эффектно, как вчера вечером. В итоге, вы постоянно меняете позу, жестикулируете, не попадая под смысловую часть текста, стараетесь показать себя в более выгодном свете. Зрители вашего выступления видят перед собой лишь обезьяну, которая вышла, чтобы показать себя публике со всех сторон. Ничего кроме сарказма и смеха это не вызовет. Поэтому репетируйте саму речь, а не те позы, которые вы примете перед своими слушателями.

Не учите текст наизусть. Нет, зазубривать слова вам никто не запрещает. Особенно это помогает на первых стадиях, когда публичные выступления являются для вас скорее исключением из правил. Однако если вы запомните какое-то слово, то вы уже не сможете заменить его на другое. Вы просто встанете в ступор, потому что вся ступень речи будет потеряна. В итоге, ваше заключение будет скомканным и неинтересным. Мало кто может на ходу заменить забытое слово аналогичным.

Психологический аспект. Перестаньте бояться аудитории. Почему вы думаете, что все эти люди критично настроены, что они будут искать в вашей речи ошибки, будут обсуждать каждое ваше движение? Вспомните себя в зрительном зале. Неужели вы сидите и обсуждаете людей, которые перед вами выступают? В самом худшем случае вам до них нет абсолютно никакого дела. Вы думаете о том, как бы быстрее закончилось выступление, когда он перестанет говорить свою монотонную демагогию? Что нас интересует в выступающем? Во-первых, его внешний вид, а также сама внешность. Если перед аудиторией появляется красивый парень или обаятельная девушка, то нам хочется посмотреть на этих людей. Мы рассматриваем стиль в одежде, прическу, макияж и т.д. Во-вторых, обращаем внимание на манеру разговора. Если человек говорит уверенно, то его будут слушать, и уже, в-третьих, мы смотрим на сам текст. Обычно людей привлекают притчи, интересные истории. Общие фразы никому не нужны. Они нудные и абсолютно неинтересные.

Если вы желаете научиться красиво говорить, то примите к сведению все наши советы, сочетайте их с практикой. С первого раза ни у кого ничего не получается. Только в процессе учебы, постоянного общения и разговора, вы заметите, что шаг за шагом приближаетесь к желаемому результату.

Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, - репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичной речи темп (примерно две минуты - одна машинописная страница). Можно произнести текст либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше - вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь.

На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Ведь неверное произношение и особенно неправильное ударение снижают доверие аудитории к оратору, подрывают его авторитет, вынуждают скептически относиться к словам, которые произносятся с трибуны. "Чему может научить меня человек, который не владеет образцовой речью?" - думают многие слушатели.

Следует обратить внимание и на дикцию - ясное, четкое, "чистое" произношение звуков, на интенсивность, т.е. силу или слабость произнесения, связанную с усилением или ослаблением выдыхания (например, разная по интенсивности речь будет в комнатной обстановке и в большой аудитории). Безусловно, имеет значение интонация, т.е. ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения. К интонации относится и темп - скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение высокообразованных, культурных, "знающих" людей, владеющих правильной литературной речью, в речь опытных ведущих телевидения и радио, наконец, необходимо специально изучать нормы, пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее.

Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор "не в форме" (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение текста не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей (а не на бумажки) и следит за их реакцией. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободного выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. После завершения речи могут быть заданы вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т.д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению.

Кстати, провал ораторов, читающих текст "по бумажке", во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной и утомляет слушателей. Подобные "чтецы" не умеют имитировать устную речь при чтении текста, а это очень важно.

Приведем несколько воспоминаний о выступлениях мастеров устного слова. У каждого из них своя манера речи.

Кандидат технических наук И.И. Голованова пишет о выступлениях А.Л. Чижевского, известного биолога: "Чижевский не очень задумывался над тем, как начать свое выступление. "Вот я сегодня вам расскажу." - были нередко первые его слова. И затем приводился какой-либо факт или общее положение. Он как бы отталкивался от него, бросаясь в самую стихию слова. Цепочка суждений и попутных умозаключений сопровождалась замечаниями, не, только усиливающими интерес, но и делающими его все более напряженным.

Он не обременял себя заимствованиями приемов и методических указаний, о которых мог прочитать в книгах (хотя волшебная сила слова занимала его с юношеских лет, он жадно тянулся к трудам филологов-классиков, знаменитых педагогов, писателей, раскрывающих "технологию" своего творчества). Не любил стоять за кафедрой, свободнее чувствовал себя рядом, впереди или в стороне от нее - так, чтобы не было искусственного рубежа между ним и слушателями. Не заботился о том, как звучит его речь, как он сам выглядит. Раскованность, естественность в слове и движении были так характерны для его выступлений! Выразительный, светящийся доброжелательностью взор, свободная мимика, подчеркивающая смысл сказанного, - вот и все. Внимание было сосредоточено на том, чтобы довести мысль до сознания каждого из внимавших.

Его выступления были неповторимы, и вместе с тем в каждом налицо была явная устойчивость определенных навыков. Это приобретается лишь в результате систематических занятий. Четкая дикция, правильная артикуляция, звучный голос, разнообразие интонаций, в меру нарастающий темп, совершенное отсутствие грамматических погрешностей - все это само по себе создавало весьма благоприятное впечатление. Добавим еще воодушевление, уверенность в себе, лишенную всякой натянутости осанку, эмоциональную окраску речи, сдержанную жестикуляцию - в той степени, в какой она служила неназойливым внешним воплощением творческих усилий облегчить восприятие речи. И сама речь - взаимное общение, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливались к слушателям, не опускаясь, а подтягивая их до своего уровня".

выступление ораторская речь композиция

Вот как характеризует историк В.О. Ключевский, блестящий лектор XIX века, манеру выступления историка С.М. Соловьева: "Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками, и его было легко записывать, так что я, по поручению курса составлявший его лекции, как борзописец, мог записывать его чтения слово в слово без всяких стенографических приспособлений. Сначала нас смущали эти вечно закрытые глаза на кафедре, и мы даже не верили своему наблюдению, подозревая в этих опущенных ресницах только особую манеру смотреть; но много после на мой вопрос об этом он признался, что действительно никогда не видел студента в своей аудитории.

При отрывистом произношении речь Соловьева не была отрывиста по своему складу, текла ровно и плавно, пространными периодами с придаточными предложениями, обильными эпитетами и пояснительными синонимами. В ней не было фраз: казалось, лектор говорил первыми словами, ему попавшимися. Но нельзя сказать, чтобы он говорил совсем просто: в ere импровизации постоянно слышалась ораторская струнка; тон речи всегда был несколько приподнят. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий вслух в своем кабинете. Вслушиваясь в это, как бы сказать, говорящее размышление, мы старались ухватиться за нить развиваемых перед нами мыслей и не замечали слов. Я бы назвал такое изложение прозрачным. Оттого, вероятно, и слушалось так легко: лекция Соловьева далеко не была для нас развлечением, но мы выходили из его аудитории без чувства утомления.

У Соловьева легкость речи происходила от ясности мысли. Гармония мысли и слова - это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя".

Известный судебный деятель К.К. Арсеньев писал о выступлениях А.Ф. Кони: "Какою бы точностью ни отличалась передача речи, как бы хорошо ни сохранилась при переходе в печать мысль оратора и даже словесная ее оболочка, многое теряется при этом переходе непоправимо и бесследно. Для читателей оратор никогда не может быть тем самым, чем он был для слушателей. Кто слышал А.Ф. Кони, тот знает, что отличительное свойство его живой речи - полнейшая гармония между содержанием и формой. Спокойствием, которым проникнута его аргументация, дышит и его ораторская манера. Он говорит негромко, нескоро, редко повышая голос, но постоянно меняя тон, свободно приспосабливающийся ко всем оттенкам мысли и чувства. Он почти не делает жестов; движение сосредоточивается у него в чертах лица. Он не колеблется в выборе выражений; не останавливается в нерешительности, не уклоняется в сторону; слово всецело находится в его власти. Не знаем, в какой мере он подготовляет свои речи заранее, в какой - полагается, на вдохновение минуты. Несомненно в наших глазах одно: ему вполне доступна импровизация, так как иначе его реплики заметно уступали бы его первоначальным речам, - а этого нет на самом деле. Глубоко обдуманная и мастерски построенная его речь всегда полна движения и жизни. Ею можно любоваться как произведением искусства - и вместе с тем ее можно изучать как образец обвинительной техники".

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

© 2024 iqquest.ru -- Iqquest - Мамочки и детки